На днях я видела, как внук моей подруги изучал себя в зеркале. Он смешно корчил рожицы, принимал разные позы, по-всякому гримасничал и ликовал, когда все это отражала зеркальная поверхность. Пространство и время опрокинулись в привычном своем течении и превратились в особый сгусток, в котором психика маленького человечка прямо сейчас преломлялась сквозь телесность и приобретала другое качество. Добро пожаловать в стадию зеркала, малыш, твоя жизнь больше не будет прежней.
В концепции Француазы Дольто, французского психоаналитика, фаза Зеркала приносит ребенку осознание своего существования в мире других людей. Проходя через нее, мы открываем для себя свое тело, признаем его собственностью, сверяем его контуры и язык со своими ощущениями, «собираем» и наполняем его образ извне.
Дольто разделяет фазу зеркала на два логических такта. Первый такт — это «зеркало в Другом» (когда ребенок формирует свой бессознательный образ тела через другого человека: его слова, его отношение к себе, мимику, жесты). А второй такт — это уже встреча с холодной зеркальной поверхностью, когда ребенок себя в нем обнаруживает и сравнивает с телами окружающих его других. Во втором такте сформированный прежде бессознательный образ тела уступает место образу тела отраженному. И иногда между двумя этими образами лежит целая пропасть, которая остается с человеком на всю жизнь, становясь «зеркальной» или «символической раной».
«Зеркальная рана» — это про рассогласованность между тем, как я выгляжу на самом деле и тем, что я думаю о том как выгляжу, то есть, между образом тела и схемой тела. Это когда вы смотрите на собственные фото и недоумеваете: «Это что, я?» «Это я так выгляжу?» и чувствуете себя при этом разочарованной и обманутой — в вашем бессознательном образе себя вы позировали и выглядели совсем иначе в этот момент.
Стадия зеркала в психоанализе является одной из самых важных. Ее значимость заключается в том, что на выходе из нее усложняется психический аппарат, разворачиваются вопросы пола, чувство самосознания и самоидентификации. Стадия зеркала позволяет обнаружить свое тела со всеми его контурами и границами и «обрести» лицо, которого до этого момента в представлении о себе у ребенка не было. Более того, «лицо» и «тело» становятся неразделимыми, а наше «кажется» начинает преобладать над нашим «есть». Стадия зеркала позволяет нам сформировать представление о себе как отдельном человеке, сделать шаг к осознанию собственного «Я» и распознать «Другого» в собственном отражении. А еще выбрать цвет, в который мы станем раскрашивать свои мысли о себе в течение всей нашей жизни. Вот так…
Клинический психолог