Сиверко — холодный северный ветер.
«Сиверко» — выдающееся произведение в творчестве Ильи Остроухова.
Искусствовед Абрам Эфрос считал, что «без «Сиверка» не существовало бы Остроухова так же, как не было бы Саврасова — без «Грачей».
В свою очередь, художник и критик Игорь Грабарь ставил эту картину даже выше полотен Исаака Левитана и «называл лучшим русским пейзажем того времени».
Созданием картины «Сиверко» увенчались поиски Остроухова, направленные на выражение самой сути русского национального пейзажа во всей его полноте.
В работе ощутимы уроки Василия Поленова, который оказал больше влияние на развитие таланта Остроухова. Чувство цвета и умелая передача освещения, отличающие картины художника, воспитывались упорной работой на пленэре в Абрамцеве, в Жуковке и Борке в окружении членов Абрамцевского кружка и семьи Поленова. Здесь Остроухов был «своим», частым и всегда желанным гостем.
По композиции «Сиверко» имеет сходство со многими приокскими панорамами Поленова с изгибающейся излучиной широкой реки. Художник избрал простой мотив, ничем не примечательный: ни по красочности, ни по эффектности. Вместе с тем пейзаж заключает емкий, цельный и понятный образ хмурой суровой природы, переданной без прикрас.
Название картины — «Сиверко» — раскрывает главную идею произведения, заключенную в создании особого настроения.
Художник стремился передать ощущение от пронизывающего северного ветра — сиверка или сивера, который гонит по небу тяжелые серые облака и рождает мелкую рябь на поверхности воды. Пейзаж наполнен искренним чувством, проникновенным звучанием, от которого щемит в груди.
Как метко подметил Грабарь, «в этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства».
В 1891 году Остроухов представил полотно на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом котором он стал в том же году.
По воспоминаниям Эфроса, в 1929 году во время гражданской панихиды по Остроухову, проходившей в зале Третьяковской галереи в окружении его картин, над изголовьем висела именно картина «Сиверко».