Представьте, что вы отдыхали на какой-то чудесной лужайке или шли себе не спеша по лесной тропинке и вдруг провалились в какой-то портал, где все совершенно вам непонятно и незнакомо. Вокруг какие-то странные цвета, запахи, формы и непонятные существа. Что вы почувствуете, когда это вдруг произойдет? Страх? Тревогу? Ужас? Растерянность? Беспомощность? Все это испытывает ребенок на первом году своей жизни, когда вдруг попадает в этот мир и понятия не имеет что в нем происходит. Живет себе он, живет в лоне матери, а потом -бац! — и все изменилось — он родился.
И что делает ребенок? Все то же самое, что делали бы вы, если бы оказались в непонятном и незнакомом для себя месте: он смотрит по сторонам, приглядывается к тому, кто тут живет и как тут все устроено. Испытывая при этом большую тревогу, напряжение и пытаясь выжить. И хорошо, если он встретит того, кто искренне захочет помочь ему адаптироваться на этой планете и о нем позаботиться.
Говорят, что ребенка, попадающего в этот мир, принимают руки его матери. И от того, какими они будут — заботливыми или не очень, будет зависеть многое. Мир заходит в ребенка через глаза его матери — то, как она смотрит на мир, себя и людей вокруг и станет основой восприятия ребенка себя и всего вокруг, и сформирует его понимание того, каким надо быть, как себя вести и какую часть себя демонстрировать миру. Отражаясь во взгляде матери, повинуясь его порядку, ребенок ощущает себя «увиденным» и «помещенным» на какое-то место. Через глаза матери, через ее руки и душевное тепло формируются первые объектные отношения и… характер ребенка.
У Стивена М. Джонсона есть классификация типов характера, основанная на анализе объектных отношений: шизоидный характер (замкнутость и уход в себя от внешнего мира) будет у ребенка, которому казалось, что его ненавидят; оральный характер (зависимый, ненасытный: «мне всего недостаточно») — брошенный, «недолюбленный», «недоласканный» ребенок; симбиотический (готовый жертвовать своими интересами ради других) - «присвоенный» ребенок; нарциссический характер (обесценивающий и переоценивающий) — ребенок, которого использовали; мазохистический (склонный к сверхконтролю и самоуничижению) — покоренный ребенок; истерический (реактивный, аффективный и чувственный) — «совращенный» ребенок; навязчиво-компульсивный — дисциплинированный ребенок.
Говорят, есть время камни разбрасывать, а есть время о них спотыкаться. И если вам не нравится характер вашего ребенка и то, как он живет свою жизнь, вспомните о том, что происходило между вами в первые годы его жизни…
Клинический психолог