Аполлинарий Васнецов получил известность и признание современников как мастер эпического пейзажа, однако не менее значимыми в его творчестве были картины на темы русской истории.
Хотя большая их часть посвящена истории, архитектуре и быту Москвы, художник уделил особое внимание и одному из древнейших русских городов — Великому Новгороду.
Интерес к Новгороду возник в период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра. Васнецов дважды побывал в этом городе, делая многочисленные зарисовки древней архитектуры и бытовых подробностей.
Для передачи особого северного колорита и освещения он писал этюды на берегах озера Ильмень и в окрестностях города. Был написан и ряд исторических полотен.
Собранные во время поездок материалы были использованы Васнецовым и позднее, когда в 1908—1913 годах он вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И.Н. Кнебеля.
Несмотря на высокое художественное мастерство, с которым многие художники издания выполняли заказ, на первом месте была содержательная часть. Издание задумывалось как пособие для школьников и должно было доступно и ярко отразить наиболее важные моменты русской истории. Васнецов подготовил всего шесть иллюстраций, одной из которых был «Новгородский торг 17 в.», вышедший в 1909 году.
На небольшой репродукции сконцентрированы самые важные составляющие жизни Великого Новгорода в эпоху расцвета его могущества.
На первом плане торговая площадь с торговыми лавками и складами по краям.
Сюда собирались на торг русские и иностранные купцы. Справа храм Иоанна Предтечи на Опоках, в подвалах которого хранились важные документы Новгородской республики, городская казна и ценные товары. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане за рекой Волхов возвышается Новгородский кремль — сердце города с боярскими теремами и собором Св. Софии.
Как и все исторические работы Васнецова, «Новгородский торг в.» отличает продуманность композиции и научная точность деталей. Художник не ограничивался зарисовками с натуры, проводя долгие часы в архивах и библиотеках за изучением источников.
Каждая архитектурная деталь, элемент костюма или бытовая подробность должны были получить фактологическое обоснование.
Эта кропотливая работа не осталась незамеченной — издание Кнебеля было высоко оценено современниками как за художественные качества, так и за историческую достоверность, а многие репродукции приобретались частными лицами для украшения рабочих кабинетов и гостиных.