Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Апполинарий Васнецов - картина "Новгородский торг 17 века"

Аполлинарий Васнецов получил известность и признание современников как мастер эпического пейзажа, однако не менее значимыми в его творчестве были картины на темы русской истории.
Хотя большая их часть посвящена истории, архитектуре и быту Москвы, художник уделил особое внимание и одному из древнейших русских городов — Великому Новгороду.

Интерес к Новгороду возник в период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра. Васнецов дважды побывал в этом городе, делая многочисленные зарисовки древней архитектуры и бытовых подробностей.
Для передачи особого северного колорита и освещения он писал этюды на берегах озера Ильмень и в окрестностях города. Был написан и ряд исторических полотен.

Собранные во время поездок материалы были использованы Васнецовым и позднее, когда в 1908—1913 годах он вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И.Н. Кнебеля.

Несмотря на высокое художественное мастерство, с которым многие художники издания выполняли заказ, на первом месте была содержательная часть. Издание задумывалось как пособие для школьников и должно было доступно и ярко отразить наиболее важные моменты русской истории. Васнецов подготовил всего шесть иллюстраций, одной из которых был «Новгородский торг 17 в.», вышедший в 1909 году.

На небольшой репродукции сконцентрированы самые важные составляющие жизни Великого Новгорода в эпоху расцвета его могущества.
На первом плане торговая площадь с торговыми лавками и складами по краям.

Сюда собирались на торг русские и иностранные купцы. Справа храм Иоанна Предтечи на Опоках, в подвалах которого хранились важные документы Новгородской республики, городская казна и ценные товары. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане за рекой Волхов возвышается Новгородский кремль — сердце города с боярскими теремами и собором Св. Софии.

Как и все исторические работы Васнецова, «Новгородский торг в.» отличает продуманность композиции и научная точность деталей. Художник не ограничивался зарисовками с натуры, проводя долгие часы в архивах и библиотеках за изучением источников.
Каждая архитектурная деталь, элемент костюма или бытовая подробность должны были получить фактологическое обоснование.

Эта кропотливая работа не осталась незамеченной — издание Кнебеля было высоко оценено современниками как за художественные качества, так и за историческую достоверность, а многие репродукции приобретались частными лицами для украшения рабочих кабинетов и гостиных.

Опубликовала    04 июн 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024