Жанровый живописец Александр Морозов — сын бывшего дворового, художника И.М. Морозова — обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя с 1852 года. Студент класса исторической живописи Алексея Маркова, в 1863 году он участвовал в так называемом Бунте четырнадцати, вместе с другими выпускниками протестуя против косности традиционной образовательной системы и устаревших порядков. Его участники организовали первое в России независимое творческое объединение — Санкт-Петербургскую артель художников, на выставке которой уже в 1864 году Морозов представил картину «Выход из церкви в Пскове».
Действие картины, которая была написана в 1864 году, разворачивается на фоне псковской церкви Варлаама Хутынского. В 1863−64 годах художник приезжал в Псков к своему сыну и работал с натуры, проведя в городе все лето.
Картина мастера воспроизводит типическую сцену жизни русского провинциального городка.
От других произведений русской жанровой живописи 60-х годов эту картину отличают светлые, чистые краски, воплощающие в себе свет и тепло летнего дня, праздничное настроение воскресного утра.
На полотне художник запечатлел типичный для жизни небольшого губернского города сюжет: в церкви закончилось богослужение, одухотворенные прихожане в праздничных нарядах выходят на оживленную улицу. Обилие тонко подмеченных деталей словно наполняют полотно звуком, перенося зрителя на площадь старого города, — здесь и звон колоколов, и шепот исповеди, и перепалка уличных торгашей.
На картине можно заметить персонажей из разных сословий. Это и местная знать, в богатом одеянии, и крестьяне, и нищие. Каждый из написанных персонажей являются неотъемлемой частью картины, но, все же, наш взгляд останавливается на нищих. Одежда у них ветхая, изрядно потрёпанная временем. Но из всех, к кому обращаются нищие, только одна женщина подала милостыню.
Художник с интересом описывает столкновение двух миров, реакцию людей друг на друга — благообразные посетители церкви аккуратно обходят просящих милостыню, некоторые брезгливо отмахиваются. Бедняки, среди которых дети и старики, настойчиво тянут руки к проходящим мимо людям. При этом в трактовке Морозова нет обличения или осуждения — он запечатлевает реальность жизни, без прикрас изображая нравы современников и народный быт.
За полотно Морозов получил звание академика Императорской Академии художеств. В 1867 году картину у автора приобрел известный русский предприниматель, меценат, коллекционер русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков.
Произведение было по достоинству отмечено современниками и впоследствии принесло Морозову звание академика. «Сколько солнца, света во всей картинке! Как все это ново, оригинально по пропорциям! Высокая паперть, зеленое, молодое, пахучее дерево; все это живо, весело, как в натуре…» — описывал свои впечатления от полотна Илья Репин.