Константин Егорович Маковский (18391915) в конце XVIIII века был очень востребованным и даже модным художником. Он начинал с сугубо академической живописи, но со временем в его работах появились черты импрессионизма.
В 1880-е годы Маковский неожиданно увлекся изучением и коллекционированием женских костюмов прошлых веков.
Особенно его интересовала Русь XIV—XV вв.еков.
На волне этого своего увлечения он создал большую серию полотен (более 60-ти), где в идеализированном и романтизированном виде были изображены писаные русские красавицы в детально выписанных исторических костюмах.
За эти работы Маковского называли предателем идей передвижников.
«Борярышня у окна с прялкой» была создана в 1890-х годах.
Маковский нарядил модель в костюм из собственной коллекции и расставил вокруг предметы, которые тоже были в его собрании.
Румяная чернобровая красавица в богатом праздничном наряде — именно такими художник хотел видеть женщин ушедших эпох.
Длинная красная рубашка, поверх которой надето длиннополое платье, вокруг шеи обвит расшитый воротник. На голове модели — красивый кокошник. Лицо девушки здоровое, румяное, выражает спокойствие и достоинство.
Боярышня сидит на деревянной лавке в русской избе из деревянных досок. Перед ней стоит прядильный станок. Юная особа отвлеклась от ткацкого занятия, устремив мечтательный взгляд в окошко.
Маковский детально выписал все подробности внутреннего убранства дома.
Вдоль дощатой стены виден изумительный резной узор, на его глянцевых изгибах естественно отражается падающий из окна дневной свет. Верхний угол занят иконой и горящей свечкой.
Вся мебель и прялка выполнены с удивительным мастерством ручными мастерами.
Маковский избрал стиль романтизм для серии русских красавиц. Их поэтично красивые лица чернобровые, с густыми ресницами, румяные и цветущие молодостью.
Костюм девушки выглядит празднично и роскошно. Цветочные мотивы в одеянии, жемчуг, блеск золотых нитей гармонично обрамляет задумавшуюся особу. Именно такими хотел видеть русский художник женщин ушедшей эпохи.
Несмотря на то, что большинство работ Константина Маковского находятся в зарубежных собраниях, «Боярышня у окна» по счастливому стечению обстоятельств попала в Нижегородский художественный музей, где и пребывает поныне.