Николай Петрович Богданов-Бельский вышел из бедной семьи, но смог достигнуть необычайных высот в творчестве, до известного живописца, писавшего одинаково вдохновенно — как портреты императоров, так и лица крестьянских детей.
Он понимал и любил деревню, сельских детишек, русские бескрайние поля и зеленые леса.
Лето художник предпочитал проводить в Удомельском крае Тверской области, где и была написана его картина «Новые хозяева. Чаепитие». Картина не совсем простая, как кажется на первый взгляд. Она в какой-то степени отражает некий этап в меняющейся жизни крестьян и дворян. Изменения начали происходить с 1861 года, после отмены крепостного права.
Дело в том, что после проведения этой реформы в России активно стал развиваться капитализм. Дворянство постепенно теряет свои позиции в обществе и ослабевает экономически.
Многие дворянские семьи разорялись и беднели, продавали или закладывали земли. Когда началась Первая Мировая Война, то дворян в деревнях оставалось совсем мало. Им приходилось продавать свои имения за бесценок и уезжать в город. Вот такой момент истории и нашел свое отражение в картине Богданова-Бельского.
Перед нами за чаепитием сидит семья. Это новые хозяева, только что купившие усадьбу помещиков Ушаковых из села Островно. О том, что событие произошло совсем недавно, говорит некоторый беспорядок в вещах в правом углу картины, а также, портрет в красивой позолоченной раме.
Портрет, видимо, бывшего владельца, даже не успели снять со стены. И, возможно, новоиспеченные владельцы еще и сами до конца не верят своему новому положению в этом доме. Подтверждением этому могут быть и несколько скованные позы всех действующих лиц.
Мы можем только догадываться о чем же думают эти люди. Возможно, у них еще свежи в памяти недавние времена, когда они служили в этом поместье челядью, конюхами и кухарками, кого-то даже и в дом могли не пускать. Может быть, глава изображенной на картине семьи был управляющим или приказчиком у бывшего помещика. А теперь они владеют всем этим имением, но в глазах и в поведении остается еще некоторое сомнение и неуверенность.
Но их степенность, крестьянская основательность видна во всем — в обычной посуде и еде, в простой, но добротной и новой одежде. Богданов-Бельский, как всегда, с фотографической точностью изображает мельчайшие детали — каждую клеточку, каждую складочку на рубашках и юбках персонажей картины, приглаженный вихор на голове среднего сына и его крупные крестьянские руки.
Также тщательно выписаны кисти на скатерти, резьба на кресле из красного дерева, прозрачное стекло стаканов и блеск самовара на столе. Художник на контрасте построил сюжет картины — остатки богатого интерьера (часы, картины, мебель из дорогого дерева, сад за окном) и простая семья разбогатевшего крестьянина, хозяйничающего теперь здесь.
Благодаря этому противоречию нам легче понять происходящее и сам сюжет картины. Провести параллель и перечитать с новым взглядом классику — «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова.