Картины В. Е. Маковского, прежде всего, были небольшими полотнами, на темы городского быта, отрадной повседневности, Но он, конечно, мечтал и о более громком общественном звучании для своих работ. Одной из таких попыток, безусловно, была данная картина: её большеформатность, среди наследия В. Е. Маковского в целом, — прямо исключительна!
Как сообщает надпись в нижнем правом углу холста, — действие происходит в деревне Селище, Карачевского уезда Орловской губернии (- ныне Навлинский район Брянской области).
Художник выступает репортёром из крестьянской глубинки, — материал же был им собран во время поездки в селищенское имение своих друзей Масловых: бывшее местным культурным очагом, — Столярова Т. И., Мечты и были Селища.
На картине изображается проведение молебна на Светлой седмице — поскольку празднование Пасхи проходит в весеннее время, в русской деревне укоренилась традиция проводить молебен на новый урожай, от которого зависело благосостояние крестьянина. Эту сцену мы и видим на картине.
Крестный ход: также называемый, «Свято», «Славление», «Христосование», — который совершался наутро понедельника Светлой седьмицы: следующей за Пасхою недели, — с молебнами обходя все дворы местного прихода: то есть село и ещё две/три деревни, — был обычаем, общим для православной сельской России.
В картине мы видим радость от воскрешения Творца, даровавшего людям возможность спасения и обретения вечной блаженной жизни.
Для крестьянской семьи, такой молебен был особым благословением на весенний сев: недаром, — на нашей картине, — древка хоругвей опускаются в вёдра с семенным зерном; для служителей церкви, — он становился источником традиционных, продуктовых и денежных, сборов: дававших, — обычно нуждавшимся, — семьям духовенства, поддержку на целые полгода; непременными участниками этой же процессии были и церковные нищие, — а также и благочестивые добровольцы из прихожан: последних звали «ходовые», «обетники», и ещё: «богоносцы», поскольку участие в приходском Крестном ходе на Пасху.
Для образа священника Маковскому в Москве позировал композитор Танеев, с которым Маковский был хорошо знаком. Собравшиеся на молебен крестьяне писались с натуры в имении Масловых, друзей живописца, на Орловщине.
Большинство персонажей на картине изображены со спины: художник использует такой прием для зрителя, чтобы он тоже чувствовал себя участником происходящего события.
На первом плане показаны играющие дети: мальчик уселся прямо на солому, рядом с ним бегает курица, только что снесшая яйцо, рядом стоит девочка постарше — она внимательно вслушивается в молитвы.
Рядом простые мужики и бабы, плохо одетые, сосредоточенно молятся, ведь от молитвы зависит многое — не только пища телесная, но и духовное состояние. На лицах крестьян смирение, видно, что жизнь их протекает в труде и заботах, но в их душах нет ропота, они с надеждой и радостью встречают этот светлый праздничный день.
Яркое солнце освещает бедные жилища, бревенчатые, покрытые соломой.
Также беден и священник, и его клир — это видно по старым хоругвям, по его видавшему виды облачению.
Но все вместе они собрались на молебен в радости и надежде, с молитвенным упованием на Господа. Они довольствуются малым, не ропща, не унывая, благодаря Создателя за те дары, которые Он им дает. В этой сцене художник показывает простую искреннюю веру, которая и держит Русь. Недаром называют эту Русь святой.
Известному художнику Владимиру Егоровичу Маковскому в области бытовой живописи в русском искусстве воистину не было равных. Окончив основанное его отцом училище в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение», художник сразу же проявил интерес к бытовому жанру.
Благодаря упорному труду и таланту, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи: В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, а также выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Образы жанровых картин В.Е. Маковского всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.
Сюжеты своих картин художник строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского сделало его картины популярными в народной среде.
Картина «Молебен на Пасху» писалась достаточно долго — чуть более года, в 1887—1888 гг..