Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Владимир Маковский - картина "Молебен на Пасху"

Картины В. Е. Маковского, прежде всего, были небольшими полотнами, на темы городского быта, отрадной повседневности, Но он, конечно, мечтал и о более громком общественном звучании для своих работ. Одной из таких попыток, безусловно, была данная картина: её большеформатность, среди наследия В. Е. Маковского в целом, — прямо исключительна!

Как сообщает надпись в нижнем правом углу холста, — действие происходит в деревне Селище, Карачевского уезда Орловской губернии (- ныне Навлинский район Брянской области).

Художник выступает репортёром из крестьянской глубинки, — материал же был им собран во время поездки в селищенское имение своих друзей Масловых: бывшее местным культурным очагом, — Столярова Т. И., Мечты и были Селища.

На картине изображается проведение молебна на Светлой седмице — поскольку празднование Пасхи проходит в весеннее время, в русской деревне укоренилась традиция проводить молебен на новый урожай, от которого зависело благосостояние крестьянина. Эту сцену мы и видим на картине.

Крестный ход: также называемый, «Свято», «Славление», «Христосование», — который совершался наутро понедельника Светлой седьмицы: следующей за Пасхою недели, — с молебнами обходя все дворы местного прихода: то есть село и ещё две/три деревни, — был обычаем, общим для православной сельской России.

В картине мы видим радость от воскрешения Творца, даровавшего людям возможность спасения и обретения вечной блаженной жизни.

Для крестьянской семьи, такой молебен был особым благословением на весенний сев: недаром, — на нашей картине, — древка хоругвей опускаются в вёдра с семенным зерном; для служителей церкви, — он становился источником традиционных, продуктовых и денежных, сборов: дававших, — обычно нуждавшимся, — семьям духовенства, поддержку на целые полгода; непременными участниками этой же процессии были и церковные нищие, — а также и благочестивые добровольцы из прихожан: последних звали «ходовые», «обетники», и ещё: «богоносцы», поскольку участие в приходском Крестном ходе на Пасху.

Для образа священника Маковскому в Москве позировал композитор Танеев, с которым Маковский был хорошо знаком. Собравшиеся на молебен крестьяне писались с натуры в имении Масловых, друзей живописца, на Орловщине.

Большинство персонажей на картине изображены со спины: художник использует такой прием для зрителя, чтобы он тоже чувствовал себя участником происходящего события.

На первом плане показаны играющие дети: мальчик уселся прямо на солому, рядом с ним бегает курица, только что снесшая яйцо, рядом стоит девочка постарше — она внимательно вслушивается в молитвы.

Рядом простые мужики и бабы, плохо одетые, сосредоточенно молятся, ведь от молитвы зависит многое — не только пища телесная, но и духовное состояние. На лицах крестьян смирение, видно, что жизнь их протекает в труде и заботах, но в их душах нет ропота, они с надеждой и радостью встречают этот светлый праздничный день.

Яркое солнце освещает бедные жилища, бревенчатые, покрытые соломой.
Также беден и священник, и его клир — это видно по старым хоругвям, по его видавшему виды облачению.

Но все вместе они собрались на молебен в радости и надежде, с молитвенным упованием на Господа. Они довольствуются малым, не ропща, не унывая, благодаря Создателя за те дары, которые Он им дает. В этой сцене художник показывает простую искреннюю веру, которая и держит Русь. Недаром называют эту Русь святой.

Известному художнику Владимиру Егоровичу Маковскому в области бытовой живописи в русском искусстве воистину не было равных. Окончив основанное его отцом училище в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение», художник сразу же проявил интерес к бытовому жанру.

Благодаря упорному труду и таланту, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи: В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, а также выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Образы жанровых картин В.Е. Маковского всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.

Сюжеты своих картин художник строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского сделало его картины популярными в народной среде.

Картина «Молебен на Пасху» писалась достаточно долго — чуть более года, в 1887—1888 гг..

Опубликовала    07 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Однажды ты соскучишься по мне.
Поймешь, что время учит, а не лечит…
Что счастье — просто миг наедине.
И что в разлуке лишь желанней встреча.
Однажды ты захочешь быть со мной
До дрожи в теле, до душевной боли…
Чтоб слышать рядом только голос мой,
И ощущать, как я дышу тобою…
Однажды не захочешь больше ждать,
Делить меня с другим не будет мочи.
И ты мне позвонишь, чтобы сказать,
Что до безумия меня ты видеть хочешь…
Я все простить смогу и все понять,
Ты для меня на свете всех дороже!

Опубликовала  пиктограмма женщиныHvostik  23 авг 2012

В память о тех, кого уже нет с нами...

Замирает огонь… затихает в камине…
Только стрелки часов неустанно бегут…
Вдруг уходят от нас те, кого мы любили…
Забирая с собой счастье наших минут…
Это больно… мы ищем потерю…
И Душа вдруг в комочек сожмётся, в груди…
Шепчут губы… не надо… не верю…
Просит сердце… о, Господи, ты помоги…
И не лечит нас время… и боль не стихает…
И сжимает объятья свои всё сильней…
Только память всё помнит и не забывает
Дорогих наших, вечно любимых людей…
Замирает огонь… затихает в камине…
И, сгорая, уносятся в небо годА…

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  22 ноя 2014

Сны забываются… Боль унимается… Раны срастаются… Время меняется… Судьбы ломаются. Люди меняются… Чувства теряются… Маски снимаются. Взгляды меняются… Мысли метаются. Что-то находится. Что-то теряется… Время меняется… Переживается… И забывается… Жизнь продолжается.

Опубликовала  пиктограмма женщиныБаруля  07 ноя 2012

Ты однажды проснешься один
И поймешь, что душа зачерствела.
Что внутри — целый айсберг из льдин,
И что хочешь тепла… ее тела,

Ее запаха длинных волос,
И парфюма на мягкой подушке.
Вспомнишь, как не могла сдержать слез,
Когда ты убивал… равнодушьем.

В подсознании снова всплывет
Разговор и последняя встреча;
Твоих слов — обжигающий лед,
Ее руки, и губы, и плечи…

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Чеколаева  26 апр 2013

Раз уж правительство запретило продавать алкоголь с 22:00, не могло бы оно запретить продавать мучное, щоколадное и мороженное после 18:00?

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭндЕлИкА  24 апр 2012