На протяжении своей жизни Николай Андреевич Кошелев успел выступить как иллюстратор, иконописец, фрескист и так далее…
Наиболее известным трудом Николая Кошелева является участие в росписи Храма Христа Спасителя вместе с Крамским Иваном Николаевичем. Также Кошелев является автором нескольких эскизов, по которым были выполнены мозаики петербургского храма Спаса на Крови.
Картина «Дети, катающие пасхальные яйца» была написана в период ученичества в 1855 году. Такова официальная дата, которая, впрочем, принимается не всеми искусствоведами. Есть мнение, что полотно художник написал гораздо позже, в 1867 году.
На картине представлена известная «народная» игра, в которую было принято играть по наступлении Пасхи, «покатушки».
Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами ведет свое начало с I века от Р. Х.
Что, собственно, касается времени происхождения самой игры, об этом с точностью неизвестно. Интересно заметить, что иногда в народной среде в неё вкладывается исторический и богословский смысл, мол, катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Иисуса Христа. Заметим однако, что согласно Евангелию, удаление камня от Гроба Спасителя произошло при следующих обстоятельствах: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28:2).
По некоторым оценкам, катание яиц было у русских одной из любимых забав. Оно начиналось в день Пасхи и продолжалось иногда всю светлую неделю. Яйца катались с бугорка или специального лотка. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Выигрывал тот, чье яйцо прокатилось дальше. Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня.
Также существовала и другая «народная» традиция — пасхальные яйца катать по земле для того, чтобы земля была плодородной.
Перед зрителем изображена традиционная русская народная забава: катание крашеных яиц с горки.
Цель ее состоит в том, чтобы выиграть у других участников как можно больше яиц. Тот, чьё яйцо, скатившись с горки, задело крашенки других участников, забирает их себе. У кого в результате окажется больше яиц — тот и победитель.
Судя по картине активные участники игры — это старшая девочка, сосредоточенно запускающая яйцо и мальчик, тревожно наблюдающий за процессом. Отдавать победу в руки девочки он явно не хочет. Двое маленьких детей в силу своего возраста еще не понимают правил игры, но с интересом наблюдают за старшими.
Дети явно из бедной семьи: об этом свидетельствует скромная обстановка и всего одна игрушка — глиняная корова, вероятно привезенная в качестве подарка с ярмарки.
На полу вместо ковра расстелена отцовская шинель. Рядом железная тумба с самоваром, чуть поодаль — корзина с шитьем, которая принадлежит матери. Эти незначительные детали указывают на занятия родителей, на их тяжелую жизнь.
Но дети далеки от печалей взрослых — они радуются каждому дню, сердца их открыты Богу. Увлеченные игрой они не замечают скудости обстановки: соорудив из сподручных предметов горку — на это хватит и простого картона с деревянным ящичком в качестве подставки — они погружены в игру.
Кто первый победит? Чье яйцо докатится дальше? Их не заботит завтрашний день, не мучает тревога: в их добром и открытом сердце мы видим упование на Бога.
«Будьте как дети!», — призывает художник. Пасхальный праздник в каком-то роде есть возвращение к этой детской чистой вере.