Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Валентин Серов - картина "Похищение Европы"

В 1907 году Валентин Серов совместно с художником Львом Бакстом предпринял путешествие в Грецию.
Поездка была вызвана творческими планами Серова: разработкой замысла картины, посвященной древнегреческому преданию о царевне Навзикае, а также заказом по росписям зала Греческой архаики в Музее изящных искусств.
Художники посетили города Афины, Коринф, Микены, остров Крит и другие достопримечательности. Сильное впечатление на Серова произвел афинский Акрополь.
В письме к жене Ольге он делился наблюдением, что «никакие картины, никакие фотографии (не в силах) передать этого удивительного ощущения от света, легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов. Удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, — с уютностью … Храм Парфенона нечто такое, о чем можно и не говорить — это настоящее действительное совершенство».

В Греции у Серова родился замысел картины «Похищение Европы».
Он обратился к любимому художниками сюжету из античной мифологии: сцене похищения Европы, дочери финикийского царя, богом Зевсом, который в облике быка увез ее на остров Крит.
Взявшись за мифологический сюжет, Серов-реалист решал непривычную для себя задачу написания картины по воображению.
Работа над полотном строилась по-прежнему в опоре на натурные впечатления. Серов черпал вдохновение как в окружающем ландшафте, так и в памятниках греческой архаики.

Особое его внимание привлекли раскрашенные женские статуи — так называемые Коры, а также открытые в то время фрески Кносского дворца на Крите.
Вместе с тем Серов желал отойти от реализма и приблизиться к изобразительному языку древних мастеров. Во множественных этюдах, живописных, графических и скульптурных эскизах он стремился понять природу архаического искусства, в котором ощущал нечто «живое, трепетное».

Картина «Похищение Европы» по исполнении отразила эволюцию художественной манеры Серова, вобрала в себя черты искусства как древнего, так и современного.
В ней слились свежие впечатления от искусства Крито-Микенской (Эгейской) культуры, тяготение к модерну и интерес к опытам фовизма.
Произведению свойственна плоскостность и декоративность, стилизация и обобщенность форм, колористический лаконизм с сочетанием активных насыщенных цветов, упругая выразительная линия силуэтов, задающая динамику и ритмичность.

Полотно стало для Серова живописным экспериментом. Не случайно, работая над картиной до конца жизни, он так и не показал ее друзьям-художникам.

Опубликовала    19 апр 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

«А давай махнём на природу! Возьмём холсты, краски, палитру!» «Давай! Но по литру мало. Возьмём по два!»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДежа-вю  18 окт 2011

#571603 У меня более полный вариант :)

Если видишь на картине
Нарисованы часы,
Но они из пластилина
И висят там как трусы,
Конь и слоник с ножкой длиной
Затерялися вдали,
Обязательно картина
Нарисована Дали.

Если видишь на картине
Нарисован целлюлит,
От которого мужчина
Без оглядки убежит,
Все раздеты и развратны

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  06 ноя 2013

Художник тихо сидел в углу. Он смотрел на лица людей,
а рисовал измученные души …

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  29 апр 2021

Любая женщина художница, рисующая каждый день на своем лице картину. Бывает достаточно пары штрихов — и Леонарно да Винчи, а бывает изведешь всю палитру, а всё Пабло Пикассо.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛариса  11 ноя 2018

Работы художника потрясают нас не схожестью с оригиналом, а именно наличием того, что в оригинале есть, но мы не увидели.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЕвгений Ханкин  06 мар 2020