8 апреля 1950 г. в Лондонской клинике ушел из жизни
«Бог танца», первая международная звезда балета.
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ
(Родился 12 марта 1889 г. в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды)
«Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить — вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга.
Бог Нижинский»
(«Из Дневника»)
Выдающийся артист балета, хореограф, новатор танца Вацлав Нижинский имел короткую творческую жизнь, всего десять лет, но критики считали его «восьмым чудом света».
Ещё при жизни Нижинского называли «человеком-птицей», «человеком-бабочкой», даже подозревая, что его тайна кроется в особом строении ног. Еще в детстве они были необыкновенно сильными, хотя он серьезно не занимался спортом. Позже его личный массажист жаловался на то, что ужасно устает, массируя «стальные мышцы». И это вдобавок к его таланту пантомимы, умения передавать мысли, переживания путем жестов и движений.
Им восхищались Федор Шаляпин, Чарли Чаплин, боготворили Айседора Дункан, Сара Бернар.
Жан Кокто писал о Нижинском:.
«Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову: он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигурку, он легко чувствует себя в воздушном пространстве».
Вацлав впервые вышел на сцену в Одессе, станцевав гопак, когда родители со своей балетной труппой колесили по России. А дебютировал на сцене Мариинского театра в 15 лет в балете «Ацис и Галатея». Публика была потрясена не столько постановкой Михаила Фокина, сколько дебютантом Нижинским. Она кричала «Браво» и вызывала «прыгучего чертёнка» на бис.
Он стал первым премьером русского балета с начала XIX века: ведь до этого мужчины не исполняли главных ролей. Благодаря новшеству Фокина юный артист стал блистать на сцене.
Первую театральную сцену страны ему вскоре пришлось покинуть. В одной из постановок танцор появился в откровенном костюме (облегающем трико и без традиционной повязки на бедрах). Этот образ был создан Александром Бенуа, чтоб привнести в танец дух средневековья. Нижинский отыграл свою партию, хотя балет пытались остановить.
На спектакле присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Вскоре был получен приказ уволить Вацлава Нижинского.
Сергей Дягилев почти сразу пригласил Нижинского в Русские сезоны: ведь он мечтал переманить танцора, но тот не хотел предавать Мариинку. Так началась дорога к вершине славы, хотя и не однозначной.
После премьеры на Парижской сцене «Полуденный отдых фавна» разразился настоящий скандал, и Париж разделился на 2 лагеря: одни считали движения фавна постыдными и называли их пантомимой похотливого животного, другие же говорили, что Нижинский никогда еще не был так великолепен, несмотря на то, что он не выполнял сложных трюков и прыжков, а только использовал мимику и движения животного.
Тогда одним из преданных поклонников Нижинского стал Огюст Роден. Благодаря ему появилась единственная видеозапись с танцем Вацлава Нижинского. Он привел в театр знакомого с кинокамерой, хотя сам Дягилев был категорически против съемок.
Но следующая его постановка «Весна священная» вызвала еще больше обсуждений. В центре сюжета — языческое жертвоприношение девушки, которая в исступлении танцевала до самой смерти.
Нижинского по-прежнему превозносили как танцора, но его авангардные балеты зрители приняли лишь со временем. «Послеполуденный отдых фавна» и «Весна священная» вошли в постоянный репертуар Сезонов через несколько лет. А улицу в швейцарском городе Монтре даже назвали в честь балета улицей Священной Весны.
После Первой Мировой войны Нижинский с супругой, венгерской аристократкой и балериной Ромолой, поселились в Швейцарии. Здесь появились первые признаки психической болезни. Мгновенный разрыв с Дягилевым, творческие неудачи новатора балетного искусства травмировали его слабую психику и стали роковыми. Вскоре он попадет в психиатрическую клинику.
Но перед этим последний раз танцор и хореограф выступил на сцене в 1919 году в швейцарском городе Сен-Мориц. Жене он сказал: «Это будет мое венчание с Богом».
Танцевал он странные, даже пугающие партии, делал на сцене крест из бархата, а в конце произнес:
«Лошадка устала».
Жена Нижинского позже признавалась что он ходил по местным деревням с огромным деревянный крестом на груди и проповедовал толстовские идеи.
Лишенный возможности выступать на сцене, он вел дневник («Дневник Нижинского» был издан в Париже в 1963 г.), много рисовал, сочинял стихи.
В 1939 году в больницу к Нижинскому приехал знаменитый артист Русского балета балетмейстер и его поклонник Серж Лифарь, успешный премьер, заменивший его. Он верил, что искусство пробудит Вацлава от болезни. Лифарь танцевал для Нижинского несколько часов, и в какой-то момент Нижинский встал и подпрыгнул.