Любимая художником весна на этой картине изображена в период своего самого сильного проявления.
Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
Лодка, которая в это время служит единственным транспортным средством для связи с миром, не только обозначает незримое присутствие человека в пейзаже, но и придает композиции логическую завершенность, связывает природное пробуждение с возрастающей активностью крестьян.
Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба. Подобное сочетание красок любили еще древние русские иконописцы для придания своим работам особой парадности и для изображения горнего мира.
Настроение работы очень бодрое, даже веселое. Деревья вырастающие из воды словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в «рабочее» состояние.
Затопленные сараи и бани выглядят, как корабли, выходящие в море. Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно удлиняют картину, придавая композиции вертикальную устремленность и особую динамику. Природа проснулась, и ее первые глубокие вздохи породили это чудесное явление, приносящее радость и надежду на хороший, урожайный год.
Пройдет совсем немного времени и набухшие на деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.
Едва уловимые розовые оттенки придают всей композиции нарядность и энергичность. Во всем пейзаже чувствуется внутренняя динамика, ожидание чуда, предвосхищение красоты.
Работа отражает отношение автора к происходящему. Увидеть в паводке торжество вечного закона «неубиваемости» жизни мог человек искренне и безоговорочно влюбленный в свой родной край. Стоит только взглянуть на тонкие силуэты деревьев, на легкие облака на небе, на прозрачную воду, чтобы понять — автор любуется каждой мелкой деталью, выписывает каждую каплю живительной влаги, каждую веточку.
Опытный автор избегает резких и ярких красок. Он старается передать русскую весну максимально точно, ничего не приукрашивая. Поэтому палитра картины необыкновенно скромна, но правдива и реалистична.
Русская природа не нуждается в украшениях, поскольку сама украшает мир лучше, чем какая-либо другая.
Посмотреть картину можно в Государственной Третьяковской галерее.