Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - картина "Портрет художника И.М. Прянишникова"

1 апреля 1840 года в селе Тимашово Калужской губернии родился русский художник И. М. Прянишников.

Творческий путь художника Иллариона Прянишникова (18401894) как автора жанровых картин начался в 1852 году во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он познакомился с Василием Перовым, который был старше Прянишникова на шесть лет.

Однако, по воспоминаниям Владимира Маковского, имя Прянишникова, «как выдающегося молодого художника», уже с момента обучения в училище было известно среди молодых товарищей и ставилось рядом с именем Перова.
В конце 1850-х годов преподаватель училища Егор Васильев предложил Перову и Прянишникову поселиться в его небольшой скромной квартире, чтобы поддержать молодых и малоимущих талантливых мастеров.

Когда Перову для картины «Приезд станового на следствие» (1857, Третьяковская галерея) потребовался натурщик, Прянишников терпеливо позировал ему для образа молодого крестьянина — «лесного вора». Через год Прянишников написал копию с этой работы.

Прянишников делился с Перовым своей шубой, сопровождая его в путешествиях по окрестностям Москвы. По свидетельству современника, историка искусства Николая Собко, летом 1862 года живописцы вместе ходили пешком в Троице-Сергиеву лавру, где Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах» (1862, Третьяковская галерея). К этому же периоду относится и «Портрет художника И.М. Прянишникова» кисти Перова.
Старший товарищ по училищу, Перов оказал несомненное влияние на начинающего живописца в выборе тем и сюжетов.

Дружба Перова и Прянишникова продолжалась долгие годы. Под влиянием Перова, а также пьес Александра Островского Прянишников начал создавать первые жанровые произведения, отличающиеся «исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей».

В 1869 году Прянишников принял активное участие в формировании Товарищества передвижных художественных выставок, став его членом-учредителем в 1870 году, а со Второй передвижной выставки — бессменным членом правления Товарищества.

Перов с помощью выразительной игры света и тени акцентирует внимание на лице и в особенности на живых глазах своей модели, его вдохновенном взгляде. Смелая кисть живописца фиксирует темпераментную натуру молодого Прянишникова.

Слева внизу на портрете читается надпись: «Удостоверяем, что портрет этот писан с Иллариона Михайловича Прянишникова в 60-х годах Василием Григорьевичем Перовым.
В.Е. Маковский и А.А. Киселев».

Опубликовала    01 апр 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Порой нам к счастью нужно сделать только шаг,
а мы идем к нему, увы, теряя годы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Власова  13 мар 2013

С годами мы становимся мудрее.
И смотрим с высоты минувших лет
На прошлое. И на душе теплеет,
Как будто от него исходит свет.
И кажется, что чувства не остыли…
И души рвутся от случайных фраз…
Как не хватает тех, кого любили,
Но ещё больше — всех, любивших нас…

© Copyright: Наталья Евстигнеева, 2007

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 мар 2013

Минуты ползут, часы идут, а годы летят.

Опубликовала  пиктограмма женщиныluchiya  21 ноя 2012

Вообще-то я молода! Просто уже очень долго…

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  27 фев 2014

Не грусти. Что поделаешь — годы берут свое.
Забирают с собой легкость жизни и свежесть лица.
И трусливая мысль, что придется пройти до конца,
В ожидании старости в уши поет и поет…

Не грусти. Не сдавайся вторженью нежданных слез.
У тебя впереди еще столько нечитанных строк!
А Господь больше милостив с нами, чем строг.
Жизнь в любое мгновение — все-таки дар, а не воз!

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  08 июл 2014