Яков Фёдорович Капков происходил из семьи крепостных крестьян князя М.С. Воронцова. В 1832 году благодаря проявленному таланту в изобразительном искусстве Капков получил вольную. Поступил на обучение в Императорскую Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников.
Его наставником стал великий маэстро К.П. Брюллов. Академическая живописная манера учителя стала для начинающего художника примером для подражания.
За время своей недолгой творческой карьеры Я.Ф. Капков проявил себя как исторический живописец, портретист и жанрист.
Картина «Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды» была создана на пике творческой активности мастера.
Сюжетом для полотна стал эпизод из жития митрополита Алексия (1290-е — 1378), который прославился в миру своими благими делами и заботой о восстановлении церквей, разрушенных за время нашествия татар.
В августе 1357 года святитель Алексий отправился в Золотую Орду, где исцелил жену хана Чанибека (Узбека) Тайдулу, которая к тому времени уже три года страдала от тяжелой болезни глаз и других недугов.
Ханша Тайдула прославилась в христианском мире как заступница и помощница в разрешении конфликтов. Это обстоятельство и послужило главным мотивом для оказания ей помощи.
Митрополит понимал всю зыбкость своего положения.
Если исцеления не свершиться, то он, вероятно, будет умерщвлен разгневанным ханом. Положившись на Христа, молясь ему непрестанно, митрополит принимает решение ехать. Совершив над больной обряд соборования и прочитав молитвы, митрополит Алексий увидел, что лицо больной изменилось — ослепшая от тяжкого недуга женщина открыла глаза. Она с удивлением обнаружила, что болезни чудесным образом отступили от нее.
В знак благодарности за исцеление Тайдула подарила митрополиту перстень и вручила грамоту, которая освобождала Русскую церковь от дани и поборов.
Ханша принимала послов, вела переписку с Венецией и Римом.
Она также передала Алексию земли ордынского подворья в Московском Кремле, которое было резиденцией послов Золотой Орды. Эти знаковые события стали поводом для основания на территории Кремля Чудова монастыря, который получил свое название от соборного храма Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.
***
На картине представлен момент, когда святитель вошел в богатые покои Тайдулы и начал молиться над ее ложем.
В левой руке он держит зажженную свечу, а правой окропляет царицу святой водой.
Болезненный вид, растрепавшиеся волосы, безжизненно запрокинутая на подушки голова, обессиленная, лежащая на груди рука — все это свидетельствует о тяжелом недуге.
Красивое лицо молодой женщины бледно.
Страдания Тайдулы на картине Я.Ф.Капкова очевидно преувеличены: растрепавшиеся волосы, безжизненно запрокинутая на подушки голова, обессиленная, лежащая на груди рука.
Однако, эта патетика, эмоциональная возвышенность выраженных через жесты чувств, придают моменту особую значимость.
Контрастом этой сцены является изображение хана — взгляд его строг и недоверчив, зрителю становится понятно, какая судьба будет ждать митрополита, если чудо не свершиться.
Рядом с ним молодой алтарник, который держит в руках сосуд с водой. Судя по его лицу, он татарин, обратившийся в христианство.
Из курса истории нам известны подобные случаи обращения в христианство, татары не имели определенного исповедания, большинство из них было язычниками, но находились и те, кто принимал христианскую веру.
Здесь можно видеть, что хан скорее всего воспринимает чудесное исцеление его супруги как язычник — для него происходящий молебен всего лишь обряд, его поза, сцепленные руки выдают напряжение — он призвал к себе митрополита с конкретной целью — исцелить супругу. Миловидное лицо жены более мягко, она по-другому относится к происходящему — желая исцелиться, она уже готова обратить свое сердце к Христу, и по пусть еще робкой вере ее свершается чудо.
Художник проставляет акценты так, что два персонажа — Тайдула и митрополит Алексий как будто бы понимают друг друга. Находящаяся у изголовья прислуга с удивлением и любопытством наблюдает за происходящим. Тяжелый зеленый балдахин над болящей усиливает эффект страдания.
На заднем плане подобно теням проскальзывают фигуры ханских слуг, они остановились на миг, изумленные на их взгляд необычным действом. Еще одно мгновение, и женщина откроет глаза. Она прозреет не только телесно, но и духовно
Сюжет с прозрением Тайдулы художники часто использовали в иконописании, но столь выразительно передать этот момент смог только Я. Ф. Капков.
Сюжет с прозрением Тайдулы художники использовали в иконописании. Чудо исцеления ханши также нашло отражение в историческом романе Д.М. Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские».
Приобретение полотна П.М. Третьяковым является отражением интереса собирателя к знаковым сюжетам отечественной истории.