С рождения я носил фамилию Фейгельман. И когда поступал в театральное училище им. Щепкина, то столкнулся с антисемитизмом.
Там евреев не брали.
Я когда туда поступал, не буду называть фамилии… этих людей уже нет. В то время набирал курс мастер, народный артист, актёр Малого театра.
Я первый тур прошёл, и он меня сразу на третий тур записал. А на третьем туре его не было в комиссии, но была его жена вместо него. Тоже актриса Малого театра и тоже народная артистка.
Я попытался ей что-то прочесть. И тут она видит мою фамилию — Фейгельман.
Остановила меня и говорит: «А вы понимаете, что вы пытаетесь поступить в театральное училище имени Щепкина при Малом театре Союза ССР? Малый театр — это оплот русской культуры! Вы не перепутали заведение?»
А мне 17 лет тогда было. Я вышел в слезах. Такая была обида! Что я ей сделал, за что? У меня в роду, кроме деда по отцу — все русские.
И я пошёл во ВГИК поступать к Татьяне Лиозновой. Татьяна Михайловна была еврейка.
Она меня приняла, я был одним из любимых её учеников, снимался потом у неё в «Карнавале» и главную роль играл в последней её картине. И Лиознова мне при поступлении сказала: «Ты к диплому озаботься как-нибудь, но фамилию надо поменять».
А на третьем курсе меня утвердил на главную роль в фильме «Баламут» режиссёр Владимир Абрамович Роговой, классик советского кино, он был еврей, участник ВОВ, снявший до этого культовый фильм «Офицеры».
И вот меня, Вадика Фейгельмана утвердили на главную роль Пети Горохова.
И Владимир Абрамович мне сказал: «Значит так, если ты к выходу фильма фамилию не поменяешь, картину закроют, ведь ты играешь воплощение русского духа!»
А по советским законам я не мог взять фамилию папиной мамы, бабушки — Дубровин, хотя бабушка жива ещё была. Я не мог взять фамилию другой бабушки, по маме — Макаров. Тоже невозможно… Но счастливый случай, что я встретил жену с фамилией Андреева. И стал Андреевым.
Из интервью
«О жизни»
с Юлией Ягафаровой.