ПУТЬ САМОРАЗВИТИЯ. Автобиографический рассказ.
Часть VI. Знакомство со старообрядцем.
Вторая часть отчитки прошла чуть короче по времени. Если первая длилась четыре часа, то вторая на час короче. Так что я успел не только на заутреню в Трапезном храме, но и на всенощную.
Бабушки читали псалмы и молитвы. Некоторые паломники уже спали на своих вещах под окнами храма. Единицы оставались в молитвенном бдении и молились вместе с церковными бабушками в своих мыслях, совершая в нужное время крестные знамения и поклоны. Я и стал в их числе.
Мой взгляд остановился на пожилом человеке с довольно густой бородой и седыми волосами по плечи. Он молился прямо передо мной. Но не так, как все. Он бормотал молитвы совершенно по-другому. Да и кланялся не так. По три крестных знамения с земными поклонами. Очень долго стоял на коленях. Изредка его молитвы сопровождались длинным поклоном «в пол». То есть лоб почти дотрагивался до пола в храме.
Далее, я обратил внимание, что он крестился двумя перстами. Но не так, как я видел в фильмах, где указательный и средний пальцы держали параллельно, прижатые друг к другу, а остальные прижимались к ладони. Но этот человек держал их по-иному. Почти, как благословляет священник, перекрещивая указательный и средний пальцы, но большой палец он держал в щепотке с безымянным и мизинцем. Меня очень заинтересовали все его действия.
После всенощной я решил с ним познакомиться. Оказывается, он из Храма Николо-Рогожской старообрядческой общины, серую колокольню которого я всегда видел, проезжая мимо на электричке между остановками Карачарово (Москва товарная) и заводом «Серп и молот». Колокольня была довольно внушительных размеров и стояла за несколько метров от самого храма. Но я тогда и не предполагал, что тот храм был старообрядческий.
Я разговорился с этим человеком, имя которого я уже совсем не помню. Но эта встреча перевернула мое сознание. Ведь даже сложение пальцев олицетворяло не только Святую Троицу, как в современном Православии, но и самого Иисуса Христа, где указательный палец означал букву «Ижен (i)», а средний означал букву «Слово (с)» — это первые две буквы в старом написании имени «Исуса» (без второго «и»). Ну и Святую Троицу — большой, безымянный и мизинец, соединенных в подушечках пальцев.
За ночь от него я много узнал утерянного в петровское время в отношении старого христианского Православия. Обряды были намного строже, но более понятны для простого христианина. Все, конечно, за два каких-то часа не расскажешь. И тот человек просто дал мне адрес старообрядческого храма. После этого я уже делал крестные знамения по древнему, более правильному сложению пальцев.
В общем, встреча со старообрядцем побудила во мне большее желание углубиться в допетровскую эпоху, до служения патриарха Никона, при котором и произошел раскол в Православии из-за его реформ по греко-европейским стандартам вероисповедания.
И с того момента мои внутренности, образно говоря, начинали кипеть: «как можно взять, и изменить уставы предков, да насильно внушить верующим, что они неправильно поклоняются Богу? И преподать новые рамки вероисповедания?!» Жил бы я в то время, я бы непременно взбунтовался, ибо вера в Бога для меня превыше всего. А тут пришли какие-то людишки, да начали менять древние уставы христианства…
Но тему старообрядничества, к которому РПЦ стала лояльной в девяностые годы, я затрону в одной из следующих частей. А пока я оставался в Троице-Сергиевой лавре для третьей части обряда отчитки. То есть еще полторы суток моего провождения в святом месте.
Дальше, скорее всего, опишу мое состояние, когда я в последнюю и третью ночь прикорнул у раки преподобного Сергия. Но это уже будет в следующей части.
(Продолжение следует).
© Copyright: Евгений Доставалов Достман, 2024
Свидетельство о публикации №124031402686