С точки зрения психоанализа, человек ничего не приносит с собой в этот мир. Он все приобретает здесь…
Ребенок рождается чистым, словно белый лист. Но с первых же секунд своей жизни он начинает наполняться записями, которые делают на нем значимые другие люди. И эти записи, состоящие из разных слов, вплетаются в историю его жизни и формируют тот душевный мир, который со временем собирает его психическое пространство.
Лакан говорил, что человек рождается в купель из слов: малыш только-только родился, а о нем уже вовсю говорят другие, буквально «прошивая» его какими-то словами. Например: «Кто это у нас? Мальчик!» или: «Какие красивые глазки! Мамины…». Еще до того, как новорожденного принимают руки акушерки, его встречают слова. И, как бы это не звучало, именно слова на протяжении всей нашей жизни остаются теми футлярами, в которых содержится жизненно важное для нас вещество. Или яд. Тут уж как повезет.
Вы замечали, как темноте внутреннего пространства, в которой мы порой двигаемся наощупь, вдруг факелом вспыхивает нужное слово? Там, где царила диффузная тревога вдруг возникает слово. Оно становится мыслью, обрастая другими словами, и начинает освещать нам путь. Двери открываются и ты выходишь, щурясь, навстречу пониманию того, что дальше делать…
В 1921 году Фрейд пишет работу «Массовая психология и анализ человеческого Я», в которой обозначает, что в психическом пространстве любого человека всегда присутствует Другой через слова им произнесенные или ему присвоенные. Даже очутившись в полном одиночестве (например, на необитаемом острове), взрослый человек продолжает вести мысленный диалог, обогащенный следами прошлого опыта общения с Другим. И его внутренняя речь, состоящая из разных слов, как и внешняя, всегда имеет свой адресат — она ищет и находит Другого в какой-то части своей психики. И обращается именно к нему.
Знаете, что является главным условием для конституирования нашего Я, т. е для формирования личности? Человеку нужен человек. И отражение себя в словах Другого. Вот так…
клинический психолог