Довольно редкое художественное произведение — картина Маковского «Сестры».
Во многих произведениях В.Е.Маковского используется сравнение — средство художественной выразительности, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по общему для них признаку.
Владимир Маковский говорил:
«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины».
В сравнении обычно выделяют предмет, объект,
их общий признак и оценку.
К данной группе работ можно отнести картины Маковского «Две сестры (Две дочери)» (1893), и «Две матери. Мать родная и приемная» (1905−1906, где зрители становятся свидетелями семейного конфликта.
В работе «Две сестры» к пожилому отцу — представителю интеллигентной профессии — неожиданно пришла дочь с определенными требованиями.
Действие происходит в рабочем кабинете отца. Все детали интерьера комнаты говорят о ежедневном труде ее хозяина: на стенах висят рисунки и картины, на полках лежат стопки книг, бумаги разбросаны на полу.
Вошедшая надменная девушка в золотом пенсне, в дорогой, меховой шубе с муфтой и элегантной шляпке с цветами и пером не соответствует характеру изображенной обстановки. Она явно шантажирует своих родных.
Вторая дочь в скромном темном платье, заботливо положившая руку на плечо отца, напротив, явно разделяет его трудовые будни. Старик равнодушно смотрит в окно, отвернувшись от обеих дочерей.
Художник, выступая редким мастером режиссуры сцены, предлагает зрителю сделать собственные выводы, продолжить линию сюжета, самостоятельно разобраться в происходящем, а также порассуждать на тему проблем семейных отношений.
Это полотно — печальная сатира Владимира Маковского, которая изображает разрушение родственных отношений из-за денег.
Сосредоточившись на переживаниях персонажей, художник максимально приближает событие к зрителю.
Художник достигает «эффекта присутствия»,
он стирает грань между двумя мирами — картиной и зрителем, чтобы их взаимное
общение стало более активным.