«На богомолье» — одна из небольших жанровых картин, созданных Леонидом Соломаткиным в 1860-е годы.
В период работы над ней художник имел успех как автор сцен из повседневной жизни городской бедноты и «маленьких людей», исполненных в беглой, почти лубочной манере живописи.
Одним из повторяющихся мотивов творчества Соломаткина стало изображение дороги, по которой движутся герои его картин, — например, «Странствующие музыканты» (1872, Третьяковская галерея).
Тема полотна характерна для русской живописи 1860-х годов. На богомолье в крупные монастыри нередко направлялись по обету.
Считалось также, что каждый христианин должен хоть раз в жизни совершить паломничество в Троице-Сергиеву лавру.
Это было долгое путешествие, являвшее собой род аскезы, труд во славу Божию: во время движения люди превозмогали усталость и терпели разнообразные лишения.
Передвижение на лошади воспринималось как предосудительное даже в отношении пожилых паломников, таких как женщина в белом чепце, поддерживаемая спутницами. Дорога исхожена — в правой нижней части картины виден утерянный кем-то лапоть.
Путь героев, как и богомолье, становится частью их религиозного опыта. Об этом в композиции картины напоминают предметы в руках путешественниц — четки, раскрытый молитвенник.
Зонтик девушки свидетельствует о зное, усугубляющем тяготы пути.
Сословная принадлежность женщин неясна — продолжительное пешее путешествие уравнивает паломниц.
Обобщенный характер фона, локальная красочная гамма картины фокусируют внимание зрителя на содержании сцены.
Художник особенно тщательно прописывает изображение трех женщин разного возраста.
Их движение по каменистой тропе может быть трактовано как своего рода метафора жизненного пути.
Пейзаж на полотне — окрестности пыльной дороги, поросшей лопухами, предстает будничным и скучноватым, подобно рутинному труду крестьян, занятых работой в поле, перемещению возницы с многочисленной поклажей.