Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Валентин Серов - картина "Петр Первый на строительстве Петербурга"

Картина Валентина Александровича Серова «Петр I» принадлежит к историческому жанру, претерпевшему на рубеже ХIХ — ХХ веков значительные изменения.

Картина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии «школьных картин «по русской истории.

В истории художников интересуют теперь не сложные трагические события, как крупнейшего мастера русской исторической живописи предшествующего времени В. Сурикова, а прогулки, праздничные церемонии, помогающие передать стиль, дух эпохи.

И, казалось бы, «Петр I» продолжает ту же традицию. Событие почти полностью отсутствует, действие сведено к минимуму.

Художник обращается к мотиву шествия, характерному для ряда исторических ретроспекций этого времени. Петр I со свитой идет по берегу Невы, за ним — строящийся город. Однако за этой небольшой и, на первый взгляд, камерной картиной видится Петровская эпоха во всем ее величии и драматизме.

По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.

«Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных.

Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии», — писал о картине Александр Бенуа.

К фигуре Государя приковано внимание зрителя. Все в нем символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Из всей группы он единственный не чувствует силы ветра. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром.

Интересна фигура царева денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Арапа ли Ибрагима изобразил художник? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России уже не происхождение и древность рода влияет на карьеру, а способности и преданность идее обновления державы.

Точка зрения снизу — так называемая «лягушачья» перспектива — зрительно увеличивает фигуры героев и подчеркивает их значимость.

Они расположены таким образом, что ощущается их энергичная поступь: изображенные справа срезаны краем рамы и будто бы еще только входят в пространство картины, а перед Петром, возглавляющим процессию, открывается пространство берегового пейзажа с возводимыми постройками, позволяющее свободно двигаться вперед. Ритмические интервалы между фигурами и их динамичный наклон относительно вертикали композиции усиливают это впечатление.

Петр I возвышается над остальными членами свиты и увлекает их за собой.

Лица придворных скрыты от публики. Автор не видит необходимости придавать им некие индивидуальные черты.

Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Еще не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли.

Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор дает нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьез и надолго.

В облачном небе парят три чайки, которые символизируют близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия.

Цветовая гамма картины бедна. Схематично и просто передает он атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, зритель имеет возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.

Вместе с тем традиционно «прочитывающий» картину взгляд зрителя слева направо замедляет движение, как бы фиксирует его в историческом времени. Серый стальной колорит подчеркивает суровость Петровской эпохи, а силуэтная трактовка фигур и их обобщенные графические контуры монументализируют форму станковой картины.

На новом этапе развития русского искусства Валентин Серов возвращается в этой работе к суриковскому пониманию истории, суть которого в передаче содержания исторического процесса и присущего ему трагизма.

Год написания картины: 1907.

Опубликовала    26 фев 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Один продавец, стоявший за прилавком своего магазина, рассеянно смотрел на улицу. Маленькая девочка подошла к его магазину и буквально прилипла носом к витринному стеклу. Еe глаза заблестели от восторга, когда она увидела то, что искала. Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы. — Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка. Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил: — А сколько у тебя денег? Без тени сомнения она вытащила из кармана пл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныНАТАЛИ68  19 фев 2013

Дерьмо случается

Остался я сегодня один, жена с сыном пошли гулять. Меня упрекнули, мол не могу уже который день приклеить боковой порожек, у балкона, пластиковый, сын отодрал. Ну я значит решил на клей «Секунда» посадить, чтоб уж наверняка. Налил я значит клея на эту деталь, не пожалел, несу, присаживаюсь, прижимаю. Сижу жду, давлю. Ну подождал, отпустил — збс, держится. Хотел пойти. херрак. Засада… Клей капнул по дороге на паркет, причем походу конкретно капнул, а я наступил босой ногой, да и еще всем весом си…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныDen34  18 янв 2013

Чтоб я так жил....

Раскрываю Поваренную книгу 1905 г, в разделе: «Что делать, если к вам пришли гости, а в доме нет продуктов?»
— «Пошлите кухарку в погреб, пускай она нарежет холодной буженины, лососины, добавит мочёную клюкву, посыплет свежей зеленью и подаст на стол. Разлив домашней наливочки, извинитесь перед гостями.»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПан Редиска  11 дек 2012

В больницу привезли маленькую девочку, попавшую в аварию. Она нуждалась в редкой группе крови. В больницу приехали ее родители и брат-близнец, у которого была та же редкая группа, что и у нее. Я объяснил ему, что его сестра нуждается в крови и что это вопрос жизни и смерти. Он подумал о чем-то секунду, а затем, попрощавшись с родителями, пошел со мной в палату. Когда мы с ним закончили и я сказал ему, что он может отдохнуть, он неожиданно спросил меня: «Как? Разве я не умру?» То есть в тот момент, когда он согласился пожертвовать своей кровью, он был уверен, что это убьет его. Но ради сестры он готов был отдать жизнь.

Опубликовала  пиктограмма женщиныС ПРямБабаБахом  23 мар 2013

От неожиданности я чуть не запрыгнул обратно в лифт, когда на площадке пятого этажа увидел это. Маленький, грязный комок непонятно чего мерзко шевелился и издавал тихие скрипящие звуки. Мне раньше не доводилось видеть крысёнышей, но я почему-то сразу решил, что это именно детеныш крысы. Как кошатник с тридцатипятилетним стажем я сразу определил врага. Видимо, подсознательное отношение к этим тварям наложилось на этот склизкий и гадкий на вид комочек.
Несколько секунд я оторопело рассматривал это…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЯлмеза  07 фев 2012