Полотно «Посещение царевной женского монастыря» стало последним значительным произведением великого русского исторического живописца Василия Сурикова.
Его внучка Наталья Кончаловская вспоминала, что рисовал он её под впечатлением от книги историка Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц».
Художника сильно впечатлил рассказ о судьбе молодых царевен в эпоху средневековой Руси. Даже простые девушки находились в лучшем положении чем царевны, которые с рождения являлись «пленницами» царских теремов.
Обычная селянка могла выйти замуж по любви, а вот царской дочери этого не дозволялось. Она могла стать женой только равного себе по положению.
А где его найти, когда царь в государстве должен быть один? Брак с иностранным принцем был исключён по религиозным соображениям.
Его можно было заключить лишь в одном случае — жених должен принять православие. А это дело не слыханное…
Так что царским дочерям оставался лишь один путь — пострижение в монахини. В этом случае её богатое приданое жертвовалось на нужды церкви.
Молодость, которую скроют стены церковной обители, стала главной темой суриковского полотна. Картина «Посещение царевной женского монастыря» строится на идее контрастного сопоставления живой прелести жизни и монашеского отречения от светского мира.
Сюжет довольно прост. В монастырь прибыла молодая царевна. Под озарёнными свечами иконами в золотых окладах стоят монахини. Кто-то низко склонился, кто-то внимательно смотрит в лицо гостье. В этой толпе легко отличить матушку-игуменью, которая внешне спокойна и равнодушна. Однако в глаза заметно волнение. Еще бы! Скоро в казну монастыря поступят богатые дары.
Девушка, за которой важно шествует пожилая боярыня в меховой шапке, юна и прелестна. Она скорее напоминает ребёнка, нежели молодую женщину. Её румяное лицо и светлое облачение из серебристого атласа, с расшитым золотом и драгоценными камнями оплечьем и кокошником, резко выделяются на фоне чёрных одежд обитательниц монастыря.
Тёмно-красный цвет ковра под ногами говорит о жертвенном грядущем отречении юной красавицы от земной жизни с радостями и печалями во имя сохранения непоколебимости государственных устоев. Зритель понимает, девушка вынуждена покориться своей судьбе и скоро станет «Христовой невестой».
Рядом с проходящей царевной склонила голову монахиня, по словам Сурикова, «глядящая в жизнь». Черты её лица напоминают боярыню Морозову. Посмотрите, сколько в ней темперамента и страсти! Почти как на известном полотне мастера. Кажется, даже пламя свечи изгибается ей навстречу словно от порыва невидимого ветра…
Царевна
Известен факт, что для образа царевны сначала художнику позировала внучка Наталья Петровна Кончаловская. Она была очень хрупкой девочкой и нести венец царевны ей было тяжело. Тогда художник взял для модели Анастасию Добринскую. Её можно увидеть на полотне «Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской» (1910 г.).
С семьей Добринских Суриков познакомился в 1910 году. Отец семейства Анатолий Михайлович Добринский работал на строительстве Сибирской железной дороги, поэтому вся семья долго жила в Сибири. Затем они переехали в Москву. Суриков был частым гостем этой семьи, у них сложились самые тёплые дружеские отношения, которые продолжались в течение последних пяти лет жизни художника.
Ася, как её звали в семье, была необщительной, замкнутой, очень застенчивой девушкой, не имевшей подруг. По окончании гимназии она мечтала уйти в монастырь. Василий Иванович решил написать с неё царевну, да только она у него получилась очень грустной. И тогда он нашёл свою модель в Таганроге. Именно эта неизвестная красавица и осталась в итоге на картине.
Два варианта
Тем не менее, существует два варианта картины. Первый, тот самый, для которого позировала Ася Добринская, находится в собрании Такаи Кобаяси (Хакодате, Япония). В Третьяковке же мы видим второй, окончательный вариант с моделью из Таганрога.
Интересно, что в работе над картиной художник использовал акварельный этюд «Склонившиеся монашенки», его также можно увидеть в ГТГ.
Этюд написан в Старочеркасском женском монастыре во время поездки на Дон в 1893 году.