Один буддистский монах стоял на вершине холма рано утром в одиночестве. Он стоял, не двигаясь, одинокий, как холм. Мимо проходили трое, которые вышли на утреннюю прогулку. Они посмотрели на этого человека и пришли к разным выводам по поводу того, что он делает. Один сказал:
— Я знаю этого монаха. Когда-то у него потерялась корова. Вот он стоит здесь, смотрит с холма, где она. Второй сказал:
— Но, судя по тому, как он стоит, он вообще не смотрит. Он не движется, его глаза, похоже, почти закрыты. Таким образом, человек не ищет что-то. Я думаю, он совершал утреннюю прогулку с приятелем, и тот отстал. Он ждёт, пока приятель подойдёт. Третий сказал:
— Похоже, что причина не в этом, так как, если кто-нибудь ждёт кого-то, он иногда оглядывается, чтобы посмотреть, идёт ли приятель или нет. Но он совсем не двигается, он не оглядывается. Он не ожидает, это не поза ожидающего человека. Я думаю, он молится или медитирует. Они настолько разошлись во мнениях и настолько возбудились по этому поводу, что решили, подойти и спросить его самого. Они добрались до него, и первый спросил:
— Ты ищешь корову? Ведь я знаю, что когда-то ты её потерял и теперь должен её найти. Человек открыл глаза и сказал:
— Я ничем не обладаю, поэтому и ничего не может быть утеряно. Я не ищу ни корову, ни что-либо ещё. Второй сказал:
— Тогда, должно быть, прав я. Ты ждёшь друга, который отстал. Человек ответил:
— У меня нет друзей и врагов, как я могу ждать кого-нибудь? Я совершенно одинок, и никто от меня не отставал, так как никого нет. Тогда третий сказал:
— Значит, прав я, потому что других возможностей нет. Я думаю, ты молишься, медитируешь. Человек засмеялся:
— Ты — самый глупый, ведь я не знаю никого, кому мог бы молиться, и у меня нет никакого объекта достижения. Как я могу медитировать? Тогда все трое одновременно спросили:
— Что же ты тогда делаешь?
— Я просто стою и ничего не делаю, — ответил человек.