Есть в нашей столице архитектурные сооружения, которые даже после своего исчезновения остаются надолго в исторической памяти, обрастая легендами и домыслами. К одному из таких памятников относится Сухаревская башня, которую в 1872 г. отобразил на своём рисунке художник Алексей Саврасов. Ныне эта картина находится в Государственном историческом музее.
Благодаря этому полотну мы можем иметь представление об этом замечательном памятнике архитектуры и деревянной Москве того времени.
История возникновения самого сооружения относится к 16921695 гг. 17 — го столетия, когда оно было полностью построено. Авторство идеи принадлежит Петру Первому, а главным проектировщиком стал М.И. Чоглоков.
Местом для строительства стал угол Садового кольца и Сретенки. Первый этаж представлял две палаты с сенями, над ними постамент шатра, на котором установлены боевые часы. По углам здание украшалось четырьмя остроконечным башнями, напоминающими Троицкую и Спасскую башни Кремля.
Сооружение было разрушено в 1933 — 1934 гг. по инициативе тогдашних московских властей под предлогом того, что памятник препятствует транспортному движению и его необходимо снести. Советские академики И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев пытались этому воспрепятствовать, даже написали соответствующее письмо И. В. Сталину, но безрезультатно. Памятник был снесён.
В 1982 г. правительством Москвы было вынесено решение о воссоздании архитектурного памятника. Было проведён конкурс на самый лучший проект, но, ни один них не прошёл одобрения комиссии и не был принят. Все пожелания так и остались на уровне решений.
История создания
Картина относится к лучшим картинам, изображающим городские пейзажи 19 в.
Написана она в 1872 г. и была посвящена двухсотлетнему юбилею Петра Великого. В связи с этим среди столичных художников того времени был объявлен конкурс, среди участников которого оказался и Саврасов.
Идея создания произведения возникла у него под влиянием Сухаревской башни, мимо которой он практически каждый день ездил. Это здание, по мнению художника, величественно взирало со своей высоты на маленькие деревянные домики, расположившиеся поблизости. Задумка тем более виделась удачной, что история построения самой башни тесно переплетена с именем великого царя, так как возведение начато по его инициативе, в знак благодарности командиру полка стрельцов Лаврентию Сухареву, единственного, сохранившего ему верность при известном восстании.
Описание картины
Сюжет довольно прост, полотно создано в присущем Саврасову стиле. На рисунке изображён московский пейзаж близлежащих окрестностей и центральное место здесь занимает Сухаревская башня. В истории изобразительного искусства, в частности, «москвоведения», этому произведению отведено свое значимое место.
От подобных картин современников художника она отличается тем, что пропитана поэзией старой Москвы.
Город изображён на фоне хмурого неба, в картине нет ощущения городской суеты, а созерцание старинного сооружения создаёт впечатление глубины времени, навевает думы о вечности. Стрела башни, устремлённая ввысь и стаи птиц, над засыпанными снегом домиками, передают гармонию связи с природой, одновременно подчёркивая гордую устремлённость ввысь, присущую столице.
Художественные приёмы
В картине «Сухарева башня» главная роль отведена не самому памятнику архитектуры 17 века, а лирическому характеру состояния природы с её пасмурным настроением, замёрзшими деревьями и покрытыми снегом крышами деревянных домов.
Сама башня выступает своеобразным фоном для окружающей дремлющей природы и символизирует характерную столичную устремлённость вверх.
Техника написания картины передаёт двойственность ощущения: тихую умиротворённость и величественность башни.