Картина написана из окон Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в ту пору вместе с Исааком Левитаном, братьями Сергеем и Константином Коровиными Сергей Светославский обучался в мастерских художников Алексея Саврасова и Василия Перова.
Московское училище, основанное в 1832 году, наряду с Императорской Академией художеств в Петербурге, стало «кузницей» художественных талантов — в нем преподавали и учились выдающиеся живописцы второй половины XIX — начала XX века: Василий Поленов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Василий Кандинский и многие другие.
Изображенная художником церковь Флора и Лавра середины XVII века находилась у Мясницких ворот, на пересечении Мясницкой улицы и Юшкова переулка.
«В девяностых годах Москва еще сохраняла старый облик живописного до сказочности захолустья с легендарными чертами третьего Рима или былинного стольного града и всем великолепием своих знаменитых сорока сороков. В силе были и старые обычаи.
Во дворе Флора и Лавра, считавшихся покровителями коневодства, — вспоминал Борис Пастернак, — производилось освящение лошадей, и ими, вместе с приводившими их на освящение кучерами и конюхами, наводнялся весь переулок до ворот Училища, как в конную ярмарку».
В 1934—1935 годах в ходе реконструкции Мясницкой улицы с ее сложившимися архитектурными комплексами церковь была снесена.
Любопытна композиция, которую выбирает Светославский. Художник будто дает возможность зрителю проскользить взглядом по крышам старинных зданий, понаблюдать, как кое-где вьется дымок, насладиться заснеженными улочками, находящимися еще в сонном оцепенении.
До сих пор облик утренней патриархальной Москвы XIX века прочно ассоциируется с картиной Светославского.