Несколько маленьких и виртуозных картин Федотова под названием «Вдовушка», несмотря на сходство, ни в коем случае не являются копиями или повторениями, а напоминают тончайшие музыкальные «вариации на тему».
«Вдовушку с лиловыми обоями» отличает особо тонкая, ювелирная живопись, мягкий лиризм и необычайное сияние словно бы подсвеченных красок.
Недаром именно этот вариант приобрел Павел Михайлович Третьяков в конце своей долгой коллекционерской жизни.
Федотов — уникальный художник бытового жанра, умевший превращать обыденность и повседневность в искрящуюся комедию и поэтическую драгоценность.
В его шедеврах причудливо переплетались многие тенденции первой половины XIX века.
В произведениях проявилось чуть ироничное любование простой жизнью обычных людей, свойственное направлению, называемому бидермейер.
Это соединялось с приметами романтизма: напряженной и самостоятельной жизнью цвета и программным обращением к тончайшей живописи голландцев XVII века и других «старых мастеров».
«Вдовушка» была любимым образом Федотова, нежным идеалом, воплощением кроткой невинной женственности. Ее изящную головку, шею и плечи он писал с древнегреческой статуи IV века до нашей эры. Точнее — с гипсового слепка, до сих пор хранящегося в Петербургской Академии художеств.
Охваченная печалью и усталостью, юная женщина облокотилась о комод, где в золоченой раме стоит портрет ее безвременно скончавшегося мужа — кудрявого красавца-гусара. Небольшая, но уютная комнатка отделана старательно и мило, «как игрушечка».
И сама вдовушка кажется живой игрушечкой из «Городка в табакерке»
А. Одоевского. Но вещи сдвинуты с мест, сложены в корзины, на пол, на опустевшую супружескую кровать.
Юной вдовушке приходится съезжать с уютной квартиры: смерть мужа и ожидаемое рождение младенца оставили ее без средств.
Федотов написал «Вдовушку» совсем незадолго до своей ранней смерти.
Художник так и не решился завести семью. Успешный, но вовсе не богатый, обремененный заботой об отце и незамужней сестре, он опасался ввергнуть свою избранницу в бедность.
В другом варианте «Вдовушки», с зеленой комнатой (около 1850), более напряженном и драматичном, вместо портрета скончавшегося златокудрого красавца, на комоде — автопортрет Федотова. Художник, никогда не имевший семьи, прощается с мечтой о супружеской жизни, со своей никогда не существовавшей вдовой.
А тонкая, воздушная, светящаяся живопись «Вдовушки с лиловыми обоями», драгоценные отсветы на каждом предмете, превращают картину в пленительную меланхоличную поэму.