Крещение в ряду церковных праздников как бы завершает Святки — время, которое начинается от Рождества Христова и заканчивается именно 19 января.
Иван Айвазовский был глубоко верующим человеком.
Создавая это полотно, Иван Айвазовский сделал акцент на самых главных образах, отбросив всё, что, по его мнению, могло отвлекать зрителя.
Раннее утро, предрассветный туман стелется над рекой и словно бы прячет окружающую действительность в дымке.
Размытый берег реки, неясные очертания двух пальм, смутные образы людей, стоящих на берегу и неотрывно смотрящих на то, что происходит перед ними в воде.
А там, в центре картины, мы видим главное: смиренно стоящий со сложенными руками Христос, опирающийся на камень Иоанн Креститель и Святой Дух, спускающийся в образе голубя в луче света над головой Спасителя. Всё, как написано в Евангелии от Матфея: «…И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 1617).
Конечно, Айвазовский не был бы Айвазовским, если бы не уделил внимание водной стихии. Поэтому особое место на картине занимает река Иордан, написанная зеленоватой краской с чуть заметным желтым оттенком.
Иван Константинович, много путешествуя, побывал в самых разных городах и странах, но так и не добрался до Святой Земли.
Тем не менее, направляемый каким-то особым чутьем художника, Айвазовский удивительно точно изобразил реку Иордан именно такой, какая она есть сегодня и, возможно, такой, какой она была две тысячи лет назад: мутноватой, непрозрачной, зеленовато-желтой («Прихожанин» подробно писал об этой реке в статье «Священные воды Иордана»).
Неслучайно Айвазовский подбирал особую цветовую гамму для своей картины. Поэтому зеленовато-желтая вода Иордана, в которой Иоанн Предтеча крестил людей, чтобы смыть с них грехи, занимая левый нижний угол полотна, очень четко контрастирует с голубым небом в его правом верхнем углу.
Да и само небо на картине словно поделено на две части. Вот желтоватое марево в левой верхней части полотна клубится над головами людей, которые стоят на берегу и ждут своей очереди принять очищение. Оно символизирует людские страсти и порождаемые ими грехи.
Тогда как в правой части неба явственно и сильно проступает голубой цвет: в момент Богоявления раскрываются небеса и Господь обращается к людям, сообщая им благую весть о том, что Бог теперь рядом с ними и у них появилась надежда на спасение…
Тем, кто захочет увидеть вживую картину Ивана Айвазовского «Крещение», надо съездить в Феодосию — любимый город Ивана Константиновича, где он провел большую часть жизни и где сейчас на Галерейной улице располагается знаменитая Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского.