Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Сергей Иванов - картина "Семья"

Работая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века.
Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины.
В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни.

Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей. Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.

Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку.
Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях. Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок.

Впереди, словно лебедь, выступает молодица — красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой.
Позади идет сын с женой и детьми. Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.

Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению.
Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев. Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.

Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом.
Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие.
В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей — природная скромность.
Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.

Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.

Опубликовала    13 янв 2024
1 комментарий
  • ЕЧ
    10 месяцев назад
    Я раньше не видела эту Картину...) Мне очень понравилась СЕМЬЯ ✨
    ...младшая дочь - красотка! и , понимая, что её женихи должны видеть - родители впереди ей идти велели) 🌸
    "большая домовитая семья, служащая оплотом державы!" ✨

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Алексей Кившенко - картина "Военный совет в Филях в 1812 году"

Военный совет в Филях был созван Михаилом Кутузовым в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Михаила Фролова для решения вопроса об участи Москвы во время Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией.

Совет проходил в обстановке секретности, без протокола, поэтому точное количество участников неизвестно. Барклай де Толли призывал покинуть Москву, но при этом сохранить армию.

Его главным оппонентом выступил Беннигсен, который настаивал на проведении сражения. Ве…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 дек 2023

Павел Федотов - картина "Свежий кавалер"

В мир изобразительного искусства Павел Федотов пришел из армейской среды. Он служил в столичном Гвардейском Финляндском полку.

Многочисленные таланты молодого офицера обратили на себя внимание высочайших особ. Император Николай I, оценив способности Федотова-рисовальщика, позволил ему досрочно уйти в отставку.
Царь желал видеть в бывшем гвардейце художника-баталиста. Однако Федотов выбирает иную судьбу. Не получив систематического художественного образования, Павел Андреевич становится одним…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  12 янв 2024