Работая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века.
Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины.
В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни.
Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей. Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.
Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку.
Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях. Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок.
Впереди, словно лебедь, выступает молодица — красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой.
Позади идет сын с женой и детьми. Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.
Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению.
Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев. Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.
Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом.
Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие.
В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей — природная скромность.
Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.
Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.