Многовековая история изобразительного искусства включает великое множество жанров, материалов и техник исполнения. Кажется, здесь уже нет места новому, но в творчестве возможности неисчерпаемы. Открытием художника Зимина Алексея стала техника живописи — тюббизм.
Автор творит, выдавливая и нанося краску из тюбика на холст или иную поверхность, используемую вместо холста. При выполнении художественной техники не используются традиционные инструменты — кисти, мастихины, пальцы. Тюбики с краской единственное, что нужно мастеру для создания шедевра. Картины, выполненные таким способом, по стилю отличаются от привычной, лаконичностью и неординарной фактурой. Палитра цветов не предполагает смешения оттенков, добиться видимости перехода из одного тона в другой можно умелым чередованием штрихов двух—трёх похожих цветов.
Упрощённая передача сюжета обусловлена невозможностью сделать лессировки и тонкие линии. При кажущейся простоте в исполнении, тюббизм способен раскрыть зрителю волевой порыв эмоциональных чувств автора. Отличающиеся друг от друга типы мазков слагают структурное построение пространства, плотный цвет кажется звучным, зарождая похожий на музыкальный, ритм. Объём краски создаёт иллюзию изображения, выходящего из художественной плоскости в окружающий мир, демонстрируя глубину произведения.
Возникновение тюббизма
Появление техники живописи «Тюббизм» произошло так же, как большинство изобретений и открытий человечества — случайно. Талантливый мастер из города Ульяновск — Алексей Зимин работал масляными красками, в традиционной, привычной манере. Это изменилось, когда автор переехал жить в столицу. Чтобы не досаждать близким резкими запахами химических веществ, используемых в качестве растворителя, художник начал писать работы сразу из тюбика. Так появился способ художественного исполнения, название которому придумал сам Алексей.
В изобразительном искусстве водится похожий термин — «Тубизм», которым называют жанр, основанный французским художником начала XX века, Фернаном Леже. Тубизм — это интерпретация кубизма, отличительной чертой которого стали композиции с преобладанием обтекаемых геометрических форм, в виде цилиндров — туб. Этими тубами, размещёнными на картине, словно болты, рассыпанные на пол, заполнено всё пространство полотен. Чтобы избежать путаницы, рисование тюбиком было принято называть «Методом Зимина», акцентируя внимание на том, что речь идёт о работах автора и последователей.
Материалы и техники
Для работ в технике тюббизм применимы виды красок, выпускаемых в тюбиках, будь то масло, акрил или темпера — краски эти схожи между собой густой пастообразной текстурой, различаются используемые в их составе пигменты и связующие. Пигмент влияет на насыщенность, укрывистость (плотность), светостойкость и цвет краски, а связующее определяет степень матовости, прочность слоя, скорость высыхания. Консистенция красок даёт создавать композиции не только на бумаге или холсте, но и на стеклянных, деревянных, металлических и даже бетонных поверхностях модных интерьеров, что расширяет границы для творчества.
Способы наложения краски, характерные для тюббизма:
• Плотная или растянутая спираль
• Размашистый, кистевой, угловой зигзаг
• Зигзаг из точки
• Круговой и полукруговой штрихи
• Одиночная, ломаная, пересекающаяся линия
• Жирные или «худые» точки
• Простые и «нервозные» штрихи
• Линии-змейки
• Текстурная покраска
Фактурный рельеф композиции преодолевает плоскость картины. Чередование нескольких способов нанесения, расширяет границы пространства холста, создаёт иллюзию подвижности, многомерности. Характер поверхности, становится отражением эстетической позиции художника.
Тюббизм — воплощение текущих тенденций
В искусстве последних десятилетий влияние фактуры постепенно возрастало, однако способом моделирования композиции фактура до сих пор не становилась. Характер рельефа холста влияет на эмоциональное восприятие зрителя, поэтому замысел, который даёт право фактуре приобрести значение в создании художественного произведения, демонстрирует дух сегодняшнего времени.
Злободневность вопроса в сегодняшнем изобразительном искусстве, сообщает о стремлении осмысливать и познавать действительность, ощущать натуральность окружающего мира. В эпоху виртуального мира автор остро нуждается в том, чтобы пробовать мир на материальность, осязаемость. Создавая картины, художник конструирует стабильность и устойчивость собственной действительности.
Фактура в тюббизме создаёт картины со стилем, демонстрирующим новую художественную концепцию. Тюббизм — больше, чем формальная техника, это то, что воздействует на душу и сознание зрителя, определяет содержательную основу произведений.