Николай Константинович Рерих умер в Индии 13 декабря 1947 года.
Николай Константинович Рерих — известный русский художник, ориенталист, работы которого всегда узнаваемы и необычны.
В основу сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет.
О той поездке немало рассказов, что её целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей.
Советское правительство через Николая Рериха надеялось установить связь и заручиться поддержкой и могуществом Шамбалы.
Горы — то, что манило Рериха больше всего.
В данной работе изображены Гималаи, которые по праву считаются одними из самых прекрасных гор на планете. Миллионы людей ими восхищаются, но только Николаю Константиновичу удалось их изобразить на холсте.
Сложно представить, сколько усилий было приложено для этой работы, наверняка художнику пришлось взбираться высоко на горы, что бы поймать такой вид.
Наблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.
Данная работа характеризуется сложностью цветового градиента. Художник растягивает плотный фиолетовый цвет с неба вверху работы, перенося его ниже на облака и совсем уводя в чистый голубой в нижней части картины. Этот метод цветовой растяжки позволяет сделать горы будто плывущими, парящими в небесной глубине.
При этом цвет самих гор автор выбирает тоже нетривиальный, разрушая все возможные представления в их изображении. На дальнем плане он варьируется от теплого фламингового до холодного розового и даже лилового; а на переднем — от голубого до темно-синего. Солнечные лучи, бьющие слева, добавляют контрастность и многогранность.
Все вышеперечисленное в совокупности, а также уход от стандартных традиционно скучных цветов позволяет увидеть и величие могущественных гор и их непревзойденную высоту с иллюзией миражности.
К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счёт розовых и нежно-сиреневых красок неба.
Кажущаяся простота рисунка, цветовая чувственность и строгость замысла на уровне линий и композиции — с помощью этих средств художник символически передаёт состояние той самой Шамбалы.