Из цикла «Поэма семи сказок»
Третий блок. Произведения 1920-х годов —
«Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка»
Картина «Сивка-Бурка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят произведения: «Спящая царевна» (19131917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (19171919) и «Ковер-самолет» (1920- 1925).
Васнецов задумал их в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин.
В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты.
Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
В картине Васнецов обратился к сюжету одноименной сказки.
Младший сын старика Иван-дурак единственный из братьев исполнил последнюю волю отца — ходил после его смерти три ночи подряд к нему на могилу. В награду он получил волшебного коня Сивку-Бурку, на котором взлетел к светелке царевны, поцеловал ее и взял платочек-ширинку, или, по другой версии, — перстень.
Художник работал над полотном в начале 1920-х годов. После разрушительных Первой мировой и Гражданской войн мастерская стала для художника настоящим убежищем от бурь и тревог времени.
Последние картины «Поэмы семи сказок» — «Ковер-самолет» и «Сивка-бурка» — Васнецов посвятил теме любви — наивысшему благу с общечеловеческой и религиозной точек зрения, стремление к которому художник подчеркнул через мотив полета.
После смерти Васнецова в 1926 году семья не спешила раскрывать творческий замысел художника.
На выставке картины «Поэмы семи сказок» были представлены не в полном составе («Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка» исключены как незаконченные) и без указания принадлежности к циклу.
Впервые публика увидела все семь картин сказочного цикла в 1953 году.