Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Виктор Васнецов - картина "СИВКА-БУРКА"

Из цикла «Поэма семи сказок» Третий блок. Произведения 1920-х годов — «Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка»

Картина «Сивка-Бурка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят произведения: «Спящая царевна» (19131917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (19171919) и «Ковер-самолет» (1920- 1925).

Васнецов задумал их в 1880—1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин.

В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты.

Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.

В картине Васнецов обратился к сюжету одноименной сказки.
Младший сын старика Иван-дурак единственный из братьев исполнил последнюю волю отца — ходил после его смерти три ночи подряд к нему на могилу. В награду он получил волшебного коня Сивку-Бурку, на котором взлетел к светелке царевны, поцеловал ее и взял платочек-ширинку, или, по другой версии, — перстень.

Художник работал над полотном в начале 1920-х годов. После разрушительных Первой мировой и Гражданской войн мастерская стала для художника настоящим убежищем от бурь и тревог времени.

Последние картины «Поэмы семи сказок» — «Ковер-самолет» и «Сивка-бурка» — Васнецов посвятил теме любви — наивысшему благу с общечеловеческой и религиозной точек зрения, стремление к которому художник подчеркнул через мотив полета.

После смерти Васнецова в 1926 году семья не спешила раскрывать творческий замысел художника.
На выставке картины «Поэмы семи сказок» были представлены не в полном составе («Ковер-самолет» и «Сивка-Бурка» исключены как незаконченные) и без указания принадлежности к циклу.
Впервые публика увидела все семь картин сказочного цикла в 1953 году.

Опубликовала    10 дек 2023
1 комментарий

Похожие цитаты

В.Маковский. На бульваре.

Владимир Маковский написал картину в 1887 году. Между этой бытовой сценой и сегодняшним днем — пропасть.

Далеко в небытие канула нищая, неграмотная Россия. Сюжет несложен.
Но крайне типичен для той поры.

В Москву из далекого села приехала молодуха с ребенком. Навестить мужа. Поделиться горестями с кормильцем. Комнаты или другого жилья, где можно поговорить, нет. Вот и сидят на бульваре супруги.
Жена убита поведением своего благоверного, неузнаваемо изменившегося.
Фатоватый, подвыпивший масте…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  28 сен 2023

Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени.
Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

…Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С nopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Она как будто призвана была быть вечной музой поэта.
В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них — своего мужа.
Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  11 ноя 2023

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023