Портрет Натальи Гончаровой кисти А. Брюллова является единственным, где она изображена в анфас, с прямым взглядом.
Другие портреты женщины написаны в профиль или со слегка повернутой в сторону головой.
Это объясняется особенностью глаз Натальи Николаевны.
Брюллов не считал жену Пушкина красавицей: ему не нравились её глаза — они были близко посажены, да ещё и косогласие имело место (косоглазие Натальи Николаевны — известный факт, сам Пушкин называл её «косоглазой мадонной»).
Александр Брюллов (старший брат известного художника Карла Брюллова) — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет).
Для работы художник использовал бумагу и акварель. Он начал писать портрет Наташи в 1831 г. Женщина была в положении, но беременность была практически не заметна и не портила ее лица.
На полотне Брюллова жена Александра Сергеевича — невероятная красавица. На ней нежное персиковое платье с обильным количеством рюшей и рукавами-фонариками. Три аккуратных банта украшают открытую зону декольте. Очень узкая талия, которой можно добиться только корсетом, переходит в пышную юбку.
В ушах Натальи Гончаровой — бриллиантовые серьги, на лбу — ферроньера из той же коллекции. Аккуратная, но модная на то время прическа отражает дух пушкинских времен. Присмотревшись к лицу Натальи Николаевны, можно заметить, как точно и без прикрас передал ее очертания Александр Брюллов. Ее большие карие глаза посажены близко друг друга. Они косят, но этот деликатный момент художник очень аккуратно передал на холст совершенно не скрывая дефект.
Взгляд Натальи Гончаровой, несмотря на юный возраст, глубокий, даже немного грустный, осознанный, но будто виноватый.
Очень интересное сочетание детского личика и взрослого взгляда передает художник бумаге.
Это единственный портрет жены Пушкина, который был написан при время жизни первого супруга.