«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.
Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе.
Сказочность, чудесное сочетание несочетаемого — стали главными идеями художника.
Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом.
Художнику удалось передать самый чудесный момент — превращение.
Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв.
Шикарен перьевой наряд Царевны. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков.
Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини.
Невозможно оторваться от взгляда Царевны. Ожидая чуда, она словно приглашает всех желающих разделить с ней все волшебство момента.
Художник обладал мастерством изображения особого мистического взгляда, который он приобрел в начале своего творческого пути, работая над образами святых Кирилловской церкви в Киеве.
Выразительные глаза Царевны-Лебедь, полные неизъяснимой тайны, исполнены художником с таким же глубоким чувством как и глаза на эскизе к иконе «Богоматерь» (1884).
Прекрасно владевший академическим рисунком, Врубель искусно изобразил естественную материю невесомой ткани, окутывающей фигуру царевны и блеск сверкающих драгоценных камней, обрамляющих ее головной убор.
Легкая, музыкальная, построенная на тональных контрастах ритмичная фактура ниспадающих крыльев лебедя, окружает ее светлым сияющим ореолом совершившегося чуда превращения.
Позднее, подобный звучный мотив легкого «шороха» крыльев будет использован мастером в произведении «Шестикрылый Серафим (Азраил)»
В русской мифологии лебедь — символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.
Картину любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали ее, чтобы понять секрет передачи перламутровой фактуры, неуловимого движения и смешение красок.
Работу над картиной мастер завершил весной 1900 года, и она практически сразу была приобретена известным коллекционером Михаилом Морозовым.
Премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года, публика с восторгом приняла постановку.
Надежда Забела-Врубель писала своей сестре: «…Миша очень отличился в декорациях „Салтана“, и даже его страшные враги — газетчики говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре, и все это при такой скорости: в две с половиною недели все было написано».