Моя подруга, которая недавно стала мамой, сказала мне, что будет разрешать своей малышке все-превсе из того, что та захочет. И даже больше.
Говорят, что нельзя потерять то, чего нет, и невозможно разрушить то, что так и не было построено. Маленьким детям жизненно необходимо отражаться любимыми, важными и значимыми в родительских сердцах через удовлетворение своих потребностей и желаний, но не менее важны для них и мудрые родительские ограничения, которые формируют границы дозволенного и допустимого, и то, чтобы родительская фигура олицетворяла собой «закон и порядок».
Представьте, что вы оказались за рулем автомобиля в большом незнакомом городе, где вдруг отключились все светофоры, исчезла разметка и все дорожные знаки. Где на дороге можно все, и каждый едет куда и как хочет. Представили? И если вы похожи на большинство людей, то, скорее всего, вы почувствуете себя тревожно и неуютно в этом хаосе вседозволенности и отсутствия правил. Вот так и ребенок - отсутствие правил и границ допустимого приводит к непониманию своих действий, тревоге и страху. Переизбыток дозволенного оставляет на губах привкус горькой антисоциальности, а отсутствие границ и безмерное предвосхищение их желаний делают мир небезопасным местом для ребенка. Потребность в ограничениях для ребенка удовлетворяет потребность в безопасности, а его капризы и крики чаще свидетельствуют не о том, что надо немедленно удовлетворить его желание, а о том, что ему не хватает «правил» для безопасного ориентирования в окружающем мире.
Когда родительского внимания достается в избытке (родитель решает быть идеальным или вдруг за потребности ребенка принимали свои собственные потребности); когда родитель стремится предвосхищать желания ребенка в порыве самых лучших из существующих намерений, он невольно «причиняет недобро» своему ребенку. Почему? Потому, опережая детское желание, мы не даем ребенку время почувствовать недостаток в чем-то, и эту потребность выразить, а значит, лишаем возможности эту свою потребность осознать. И в итоге, мир получает еще одного человека с синяками на душе от слов, которые ему так и сказали: он не понимает, чего хочет; как ему жить; куда двигаться и что выбрать. Ребенок, привыкший ждать от родителя стимулирования своих желаний и удовлетворения своих потребностей, ожидает такого же предвосхищения от мира и других, а не получая (что нормально), чувствует себя брошенным, потерянным и никому не нужным.
Знаете, что я вам скажу? Для психики ребенка не полезно и даже опасно предвосхищение и немедленное исполнение всех его желаний. Потребность в здоровой фрустрации (неудовлетворенности) через осознание собственной «нехватки» формирует наше умение слышать себя, свои потребности, истинные смыслы и ценности, а значит, делать нужные выборы, ставить цели и стремиться к их достижению. Вот так…
Клинический психолог