Существуют разные темы для разговора — привычные и не очень. Иногда встречаются особенные темы, в которых ткань видимого начинает рваться, когда заглядываешь в глубину…
Жил-был мужчина, который будто состоял из нереализованных желаний и амбиций, завернутых в обиду, гнев, раздражение и уверенность в том, что его внутреннюю пустоту должны заполнять другие. Его мироощущение сильно зависело от того, что люди вокруг него делали либо не делали, говорили о нем либо думали. Жил-был мужчина, личность которого была нарциссической.
Почему она такой была? Быть может потому, что собственная идентичность его родителей была недостаточной, и они добавляли к ней успехи и неудачи своего мальчика; то, как он себя ведет; насколько их уважает, ценит или любит. А может от того, что его детство напоминало гремучую смесь из холодного отвержения; отсутствия признания; непринятия и нездоровой конкуренции с чрезмерным восхвалением его мнимой «особенности» (нужной его родителям) и авансами восторгов, полученных, когда это «особенное» «отзеркаливалось» в их ответных реакциях.
Работа «О нарциссизме» была написана Фрейдом в 1914 году. Но сейчас этот термин используется в бесконечно широком диапазоне: в клиническом, для описания соответствующего расстройства личности; в генетическом, для описания определенной стадии развития; …а еще чаще как ярлык определенного поведения, сопряженного с эгоизмом, самолюбием, тщеславием и самодовольством. О чем пишу тут я? О нарциссической структуре личности.
В теории Отто Кернберга психическая структура нарциссической личности представляет собой своего рода монолит из сцепившихся защитных механизмов, препятствующих переживанию зависти, ярости и ненависти, который сформировался хитрым образом когда-то в детстве из-за «растворения» образа собственного «Я» в образах и представлениях о себе Значимых Других. В результате такого «слияния» утрачивается способность адекватной самооценки, а растворенная нарциссической структурой личность приобретает грандиозно-эксгибиционистское стремление в зеркальном отражении другими и установлению контроля над ними.
Отто Кернберг отмечал две отличительных особенности нарциссической личности: зависть и ярость. Нарциссическая зависть — штука особенная: она является тем «психическим клеем», который скрепляет воедино разрозненные и недостаточно развитые в своей комплементарности психические компоненты «мужского» и «женского» нарциссического Я. А нарциссическая ярость отличается от «общечеловеческой» тем, что она не способна прощать — она этого просто не умеет. Оставаясь нетронутой и неразбавленной происходящими последующими событиями, она продолжает жить в глубинах бессознательного бесконечно долго. И можно только удивляться тому, как через много лет, она выползает из своей норы и переживается человеком так, будто события произошли только что, оставаясь глухой и равнодушной к чувствам, потребностям и мнениям других.
Нарциссизм двойственен по своей природе — с одной стороны он пестует и выхаживает зародыши личностного роста, а с другой- сопротивляется трансформации, рьяно защищая «интегрированность» (отдельность) от Значимого Другого или других. И в стремлении не допустить повторения страданий, связанных с ситуациями отвержения и тенью детских деприваций, он здорово ограничивает и затрудняет жизнь человека. Это значит, что мир нарцисса почти лишен «хороших» объектов, но полон иллюзий грандиозности и страха встретиться с реальностью. Нарцисс сперва идеализирует объект, перенося на него собственные ожидания и вселенское восхищение, считая лучшим из возможных, а потом начинает обесценивать, разочаровываться, наполняясь ощущением очередного обмана и опустошения.
Быть нарциссом непросто, но жить с нарциссом еще сложнее. Возможность быть счастливым для него выглядит как потребность быть отраженным, признанным и вызывающим восхищение. Можно ли это изменить? Можно. Если есть ради чего. Или кого…
Клинический психолог