Василий Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства.
В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.
В 1870 году живописец получил профессорское звание. Среди жанровых работ экспонированных им на первой передвижной выставке, наибольший успех имело полотно «Охотники на привале».
Сам Перов был страстным охотником.
В конце своей жизни он даже сотрудничал в журнале издателя Сабанеева «Природа и охота».
В 1870-х годах художник создает серию картин, посвященных охоте и природе. Ее иногда неточно называют «охотничьей серией».
В нее, кроме «Охотников на привале», входят «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник».
Главное в «Охотниках на привале» — психология действующих лиц, причем в чистом виде, вне каких-то событий.
В центре картины на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями.
Пожилой охотник (по-видимому, из бедных дворян) рассказывает о своих неимоверных охотничьих успехах, как барон Мюнхгаузен.
Глаза его горят, он напряжен, заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся.
Второй же, одетый с иголочки молодой охотник, внимательно слушает, веря его каждому слову. доверчиво, с большим интересом слушает его — по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику
Сдвинув набекрень шляпу, недоверчиво почесывает за ухом и ухмыляется крестьянин, полулежащий в центре.
Воплощая в себе трезвый народный ум, мужик ни в грош не ценит сказки барина и внутренне посмеивается над легковерием другого охотника. Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории.
Картина интересна также сочетанием разных живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта.
Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.
В этой картине гениально соединены анекдотический сюжет и драматический пейзаж.
Современники отнеслись к этой картине по-разному.
В. В. Стасов восхишался картиной, сравнивая ее с лучшими охотничьими рассказами Тургенева.
Более строг был Салтыков-Щедрин, критиковавший картину за отсутствие непосредственности.
В.Г. Перов написал два варианта картины «Охотники на привале»: первый хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а второй — в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.
В творчестве Перова это полотно сыграло роль связующего звена между острокритическими произведениями 1860-х годов и его так называемыми «поздними жанрами».
Оно сохраняет отзвуки недавних сатирических картин живописца, во в то же время отмечает отход от излишней рассудочности в трактовке образов.