Тайна портрета женщины, всем известной как «Джоконда», она же «Мона Лиза», проста: на портрете изображены двое: Катерина, мать Леонардо да Винчи, и сам художник.
Двойной портрет был написан с помощью эффекта венецианской маски (так мы назвали этот приём).
История венецианской маски началась в XIII веке. Этот главный атрибут карнавалов так полюбился горожанам, что в XV веке люди ежедневно ходили в масках на рынки, в гости, в театр. Благодаря венецианской маске у жителей Венеции стирались все иерархические, социальные и гендерные различия. Желание измениться и спрятать свое лицо под «личиной» (лат. mascus) родилось из желания человека преобразить действительность.
Властям пришлось вести борьбу с ношением маски.
Многие исследователи не одно столетие бьются над загадкой несоответствия между застывшей, невинной улыбкой «Джоконды» и живым блеском её лукавых глаз.
Некоторые из исследователей физически ощущают мистическое присутствие самого автора шедевра на полотне. И в этом они правы.
С портрета как через венецианскую маску, через прорези для глаз, вот уже 500 лет смотрит на нас сам Леонардо да Винчи.
ТАЙНА ПОРТРЕТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ И В ТОМ, КОГО ИМЕННО ИЗОБРАЗИЛ ГЕНИЙ, И В САМОЙ ИДЕЕ СОЕДИНИТЬ ДВА ПОРТРЕТА В ОДНОМ: ПОРТРЕТ-МАСКУ КАТЕРИНЫ, МАТЕРИ ЛЕОНАРДО, И СВОЙ АВТОПОРТРЕТ В ЭТОЙ МАСКЕ. Т. Е. ЭФФЕКТ ТАИНСТВЕННОСТИ ВЗГЛЯДА И УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ — КАТЕРИНЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ ДВУМ РАЗНЫМ ЛЮДЯМ — МАТЕРИ И СЫНУ.
Почему мы уверены, что это портрет матери художника?
Во-первых: Как очевидно, на руках женщины нет обручального кольца, т. е. Леонардо да Винчи подчеркнул, что она была не замужем. Катерина, мать Леонардо родила его вне брака.
Во-вторых: Распущенные волосы — это недопустимое легкомыслие для женщины из благородной семьи. По существующей версии портрет был заказан богатым горожанином. Ни один муж и ни один отец, живущий во Флоренции в XVI веке, не позволил бы изобразить свою жену или дочь в таком непристойном виде. А бедняки портретов у знаменитых художников не заказывали. Кроме того одежда на модели была давно вышедшей из моды. Это примерно так, как если бы 50-летний человек рассматривал фотографию своей матери в молодости.
В-третьих: Положение рук женщины, прикрывающих живот, и тонкая вуаль на лице, обнаруженная исследователями в 2006 году при помощи лазерного излучения, говорят о том, что она беременна. Такие вуали носили в XVI веке во Флоренции недавно родившие или беременные женщины.
В-четвертых: Как сообщают биографы, по воспоминаниям современников Леонардо да Винчи был очень похож на свою Мать.
Компьютерный анализ, проводимый исследователями, показал, что портрет Катерины — Джоконды и автопортрет Леонардо да Винчи практически идентичны.
В-пятых: Работу над портретом Леонардо начал именно в тот период своей жизни, когда как учёный он стал изучать анатомию человека.
Леонардо увидел внутриутробное развитие младенца по месяцам и был потрясен.
Именно он первым изобразил плод в чреве матери. Подобные изображения часто встречаются в черновиках художника.
Общепризнанный гений человечества — Леонардо да Винчи не был особо религиозен. Он поклонялся Природе. «В наставницы себе я взял Природу — учительницу всех учителей», — писал Леонардо в своем дневнике.
Беременная Мать на фоне величественного пейзажа — вершина Природы!
Человек — венец творения.
Мать дарит миру Человека.
Глазами Матери Человек учится видеть мир.
Эта картина была личной иконой художника, с которой он не расставался до конца жизни.
«Её приветствуют короли и президенты. В ней главное предназначение нашей цивилизации», — произнес Джон Кеннеди в 1963 году, встречая «Джоконду» в Соединенных Штатах Америки.
КОДОВОЕ СЛОВО ВСЕЛЕННОЙ — МАМА