Одна женщина сказала мне, что когда ей плохо, она смотрит сериалы, и ее это успокаивает. И еще она спросила: «Почему?»
Если посмотреть на это с позиции психоанализа, то мелодрамы предпочитают люди, ставящие во главу угла чувства. Люди, интуитивно понимающие других людей, и одновременно с этим имеющие глубинные переживания, связанные с травмой рождения, ранним отлучением от груди или расставанием в детстве с близким для них человеком. В мелодрамах мы эмоционально проживаем «комплекс сиротства»: там в конце герои обязательно воссоединятся, найдут и полюбят друг друга.
Кто-то предпочитает комедии, кто-то фантастику, кто-то триллеры, а кто-то фильмы ужасов-и это кое о чем говорит. В 1923 г. Фрейд писал, что наше собственное Я собирается из черт других людей через отождествление с ними. Идентифицируясь с героем, мы находим в нем черты, схожие с нашими, и вместе с тем, находим кое-что из не достающего нам в жизни: силу, привлекательность, решительность или умение побеждать зло. И это помогает нам символически и суррогатно пережить внутреннюю боль, влечение или утрату, удовлетворить наше идеальное Я и укрепить внутренние запреты, которые будут интегрированы в наше Сверх Я.
Например, с точки зрения психоанализа, фильмам ужасов отдают предпочтение те, кто в пренатальный период (период беременности мамы) или в очень раннем возрасте пережил с немотивированную тревогу либо ощутил панику. Триллеры выбирают люди, испытывающие время от времени агрессивные импульсы в общении. Комедии предпочитают те, в чьей личной истории живет воспоминание о непринятии, отвержении или асоциальном поведении: наблюдение за превращением неудачника в героя позволяет им наполниться, снизить внутреннее напряжение и легализовать свои чувства. Просмотр детективов позволяет «отыгрывать» параноидальный драйв, приближая человека к мысли о том, что справедливость существует, но за правду надо еще побороться. Всевозможные «медицинские» сериалы позволяют проживать страх смерти в разных его интерпретациях. А любители фантастических фильмов реализуют в них свою сфокусированость на будущем, любовь к необычному, авантюризму и спонтанности. Так либо иначе, через просмотр определенных фильмов наша накопленная психическая энергия выходит наружу «обходным путем», позволяя избежать психического взрыва.
Кино — это быстро меняющиеся образы, звуки и чувства, которые напрямую обращаются к нашему бессознательному, наполненному вытесненными желаниями, но при этом соблюдают безопасную дистанцию между бессознательным и сознанием. И часть увиденного, выбранного бессознательным совсем неслучайно, в определенный момент вдруг «цепляется» за сознание и начинает делать свою психическую работу. И вы знаете, кино- искусство, конечно, синтетическое, но с точки зрения психоанализа весьма полезное и обладающее вполне себе ощутимым «лечебным» эффектом. Смотрите «правильные» фильмы и берегите себя.
Обнимаю, ваша
Клинический психолог