Говорят, что отношение к себе «надевается» на новорождённого ребёнка самыми близкими для него людьми. Говорят, что взрослая жизнь «программируется» первыми 6 годами жизни детской. Говорят, что жизненные сценарии вполне себе можно переписать, вот только… сперва их следует осознать.
Теории транзактного анализа строятся на том, что где-то глубоко внутри каждого из нас живут-поживают три части нашей личности: наш внутренний Родитель, который поддерживает нас или критикует за все подряд; наш внутренний Взрослый, который принимает решения и умеет брать на себя ответственность; и наш внутренний Ребенок, который рулит нашими чувствами и эмоциями, нашими страхами, тревогами, ненавистью, радостью, счастьем или любовью.
У Стефани Шталь есть любопытная теория о детях Сумрачных и детях Солнечных, которые живут внутри нас независимо от того, сколько нам лет, какого мы пола и какой национальности. Хотите расскажу?
Стефани Шталь считала, что «внутренние дети» разделяются на Сумрачных (грустных) и Солнечных (радостных). И то, какую сторону выберет для себя ваш Внутренний Ребенок определяет то, как он прожил первые 6 лет своей жизни и то, каких больше эмоций (положительных или отрицательных) в этот период он испытал. А значит, и накопил.
Все дело в том, что в первые 6 лет нашей жизни формируется наша самооценка и базовое доверие к окружающему миру. Или недоверие. Тут уж как пойдет. И именно в эти годы происходит активное формирование нейронной сети нашего мозга, которая строится на основании опыта отношений с родными и близкими, со всеми ошибками во всевозможных ее соединениях.
Сумрачный или Солнечный ребенок крепко держит в своих маленьких ручонках пульт управления нашей жизнью и начинает щелкать его кнопками каждый раз, когда пугается, злится или капризничает. Впрочем, как и все дети, которым страшно, боязно или на которых другие почему-то не обращают внимания.
В негативных представлениях Сумрачного ребенка о самом себе, других людях и мире, типа: «я никому не нужен»; «меня никто не любит»; «со мной что-то не так» и «весь мир-зло», живет искаженная реальность, а его восприятие действительности болтается в промежутке от серого к черному. Сумрачный ребенок копит в себе многолетние обиды и стреляет гневом во внешний мир или внутрь себя каждый раз, когда ему кажется, что кто-то с ним не считается или упорно его не слышит. И если Сумрачный ребенок дерзкий, сильный и настойчивый, он начинает манипулировать разумной Взрослой частью личности и пытается на нее по-всякому влиять. Например, под его воздействием взрослый человек вдруг начинает говорить и поступать совсем не по-взрослому, а область самовосприятия и реальности его разумной Взрослой части повреждается надолго или даже навсегда.
А вот Солнечный ребенок — это про удовольствие, про счастье и про разные положительные впечатления. Он любопытен, жизнерадостен, любит спонтанность и разные приятности в мелочах. И вы знаете, часто работа психолога заключается именно в том, чтобы услышать, понять и успокоить чьего-то внутреннего Сумрачного ребенка и дать свободу и разрешение на проявление себя ребенку Солнечному. И порой этого вполне себе достаточно для того, чтобы жизнь человека изменилась в лучшую сторону, а его Внутренний Ребенок перешел с «сумеречной» стороны на сторону «солнечную» и стал радоваться жизни. Вот так…
Клинический психолог