У одной женщины была странная привычка — критиковать своих детей. Она говорила, что, во-первых, это для их же блага; во-вторых, ей ещё и похлеще в детстве доставалась (и ничего, выросла нормальной); а в-третьих, жизнь-штука тяжёлая, а никто не железный…
Воспитание ребенка похоже на работу садовника. Что-то важное и полезное нужно «посеять» вовремя; что-то «подстричь», придав благородную или хотя бы приемлемую форму; а кое от чего захочется поскорее избавиться, как от сорняков в саду или от прошлогодних сухих веток.
Ребенок, взрослея, наполняется родительским отношением к себе, как пустой сосуд. Его детское «Я» вбирает в себя отклики близких людей, формируясь в убеждения о себе, самооценку и нарциссические инвестиции на будущее. Мы присваиваем себе себя через эмоциональное отражение в родительской психике, как в зеркале. И если умение родителей быть зрелыми людьми неполное или искаженное, то эта «неполнота» и «искажение"отразятся в их детях. Детях, которые не обладают необходимым опытом и жизненной мудростью, чтобы понять, что некоторые зеркала (даже искренне любящие и любимые) могут быть кривыми.
И что дальше? Отраженное в родителях «Я» ребенка приобретает форму своеобразного фильтра самовосприятия, через который будут «пропускаться» все его мысли, чувства и действия. Они станут центральной структурой его самооценки и останутся достаточно устойчивым конструктом на всю жизнь. И вы знаете, отраженное «хорошее, доброе и красивое» «Я» и «Я» «тупое, бестолковое и бесполезное», выступающее в виде фильтра, дадут очень разный результат на выходе. И жизнь у людей с такими разными отраженными «Я» сложится совсем по-разному. От того, в первую очередь, что к себе они относятся очень по-разному…
Жила-была одна женщина, которая не церемонясь со словами, критиковала своих детей. Быть может, она просто не знала, что некоторые материнские слова не растворяются во времени, но нечто важное и полезное в будущем детей… растворяют?
клинический психолог