обряд, который проходят девочки в ср века. Испытание, на которое должны отправляться женщины
Почему шапочка Красной Шапочки была красной
«Красная Шапочка» — не только одна из наиболее часто читаемых и обсуждаемых, но и одна из наиболее осуждаемых сказок. Осуждают в ней всех. Девочку — за фривольное поведением, ее маму — за то, что отпустила дочь на одинокую прогулку через лес, бабушку — за то, что не смогла самостоятельно напечь пирожков, дровосеков — за то, что не поторопились …
Мы же в этой статье не будем рассматривать поведение сказочных героев с точки зрения современной морали, а просто хотим порассуждать о том, почему цвет головного убора главной героини был именно красным.
Наиболее древние записи сказки восходят аж к XIV веку. У некоторых региональных вариантов есть свои особенности. Так, немецкие сказки традиционно более жестоки. Тут в «Красной шапочке» есть даже элемент каннибализма — волк не просто глотает бабушку, но готовит из нее обед, которым угощает внучку.
Более галантные французы уделяют больше внимания самому процессу дарения шапочки. Именно они чаще прочих упоминают, что шапочку подарила девочке бабушка, и что девочка не желала больше носить никаких головных уборов, кроме этого подарка.
Кстати, во французских старинных манускриптах шапочку Красной Шапочки чаще всего именуют словами «убор» или «головной убор». Помпезный и немного устаревший «шаперон» выбрал для героини именно Шарль Перро.
Цвет шапочки упоминается далеко не во всех старинных записях сказки о Красной Шапочке, но везде, где он упоминается, он всегда — красный. Почему?
Возникни сказка в России, думается, и вопроса такого бы не возникало. Тут всегда была очень тесная связь между красотой и красным цветом. Вспомните «красну девицу» и т. д.
В этом контексте с цветом шапочки все было бы очень просто. Дескать, шапочка была не красной, а просто очень красивой, а со временем переписчики просто заменили устаревшее значение красоты на более современное значение цвета. Но как раз на территории России такой сказки и не существовало.
Следует упомянуть, что красные головные уборы никогда не были редкостью и, в отличие от целиком красного платья, которое в ряде регионов могли носить только определенные категории граждан, красный головной убор можно было встретить у самых разных слоев населения.
Но, такой головной убор всегда стоил много дороже, чем шляпа более традиционных — черного или коричневого цветов. Ввиду стоимости и яркости, такая шапка могла быть элементом праздничного наряда, а отнюдь не повседневного гардероба.
В таком контексте выходит, что Красная Шапочка — эдакий прототип Бонни Батлер (которая разъезжала на домашнем пони в парадном костюме из синего бархата вместо более традиционной для таких случаев черной бумазеи). Тогда шапочка становится символом характера девочки — она была чванлива и избалована, нарушала приличия, желая наряжаться больше положенного. За что и поплатилась.
Примерно в таком ключе Ганс Христиан Андерсен использует красные башмачки в своей сказке — они заставляет их обладательницу плясать до тех пор, пока та не будет готова даже отрубить себе ноги, лишь бы снять неугомонную обувь.
У цвета шапочки есть и другая трактовка. Цвет не символ характера, а символ возраста девочки. Маленьким детям зачастую полагалась однотонная одежда: белая и / или пастельных оттенков в богатых семьях и черная или коричневая — в семьях победнее.
Разнообразие цветов становилось более доступным в определенный момент взросления. Таким образом шапочка намекает на то, что ее носительница скорее юная девушка, чем маленькая девочка. Именно поэтому она и идет к бабушке одна.
Интересно также и то, что в старых манускриптах цвет шапочки чаще всего упоминают британские и англо-саксонских хронисты. И, кстати, никакой «шапочки» в их записях нет. Головной убор девочки именуется в этом регионе как «капюшон».
«Riding hood» — это небольшой капюшон для верховой езды. Многие исследователи обращают внимание на то, что это странный выбор одежды для девочки, которая идет к бабушке пешком. Они считают, что изначально это был не «riding» hood, а «ridding hood» — защитный плащ, форма ритуальной одежды.
Красная Шапочка. Артур Рекхэм.
Такая одежда, применявшаяся в древних обрядах и магических ритуалах, как раз могла и чаще всего была красной. Появление такого плаща в детской сказке превращает ее из повседневного случая с элементами волшебства в описание обряда.
Девочка, достигая определенного возраста, должна пройти через обряд инициации. Она надевает подобающий этому случаю защитный плащ и отправляется в испытание.