Мне с детства очень нравилась «Берёзка». Я с восхищением смотрела по телевизору на плывущих по сцене девушек, на эту невообразимую красоту движений и синхронность. Каждый танец — это рассказ, сказка, которую можно было читать. Это было круто, завoраживающе для меня, той маленькой девочки. Тогда я даже не понимала, сколько труда, пота, крови, боли, бесчисленных часов репетиций стоит за каждым из этих танцев. А самое главное — идея.
Увидеть это, вначале в душе, слушая музыку. Обдумать каждое движение, каждый шаг, донести это до танцоров. Научить их не только технике, но и характеру, вложить в каждого из них частичку себя, своей души Это дано единицам. Надо быть талантом, и не только талантливым хореографом. Надо быть руководителем. Уметь создавать шедевры из ничего. Вчера это было только у тебя в мыслях, а сегодня тебе рукоплещет мир… А между вчера и сегодня — работа до седьмого пота, нервы, муки творчества, сомнения, замирания сердца от того, что получается…
Если вы будете смотреть сериал, посвященный ансамблю «Берёзка», вышедший недавно на экраны, знайте, что сюжет — чистой воды выдумка. И прекрасно сыгранная Лидией Вележевой роль руководителя «Березки» в фильме — пропаганда, не имеющая ничего общего с реально существовавшим человеком. В фильме ее зовут Надежда Светлова. Русская православная женщина. На самом деле «Березку», этот бриллиант, гордость русского народа создала еврейка. Надежда Надеждина — это ее ненастоящее имя. Фамилию свою, как многие деятели искусства, она вынуждена была поменять. Надежда Сергеевна Бруштейн-внучка погибшего в Вильнюсском гетто Якова Иехильевича Выгодского, писателя на идише и общественного деятеля, министра по еврейским делам Литовской республики. Мать Надежды Сергеевны (Исраилевны) — Александра Яковлевна Бруштейн, писательнива и драмaтург, а отец Сергей Александрович Бруштейн (настояще имя Израиль Мовшевич) — врач-фтизиатр, учёный-медик, один из основоположников советской физиотерапии, доктор медицинских наук (1910), профессор (1917) и заслуженный деятель науки.
Надежда Сергеевна умерла в 1979 году. На посту художественного руководителя и главного балетмейстера «Берёзки» её сменила другая еврейская женщина — Мира Михайловна Кольцова, настояще имя которой Мириам Равичер. Она начала карьеру в «Березке» более 60 лет назад и продолжает работать и творить там по сей день…
Ансамбль русских народных танцев. Гордость русского народа. Легендарная русская «Берёзка», созданная еврейской женщиной. И вот выходит сериал…
Прообраз Надеждиной — типично русская женщина из российской глубинки и православный крест на могиле, к которой приезжает ее сын в последней серии. У Надеждиной не было детей в жизни, она, как и Плисецкая (кстати тоже еврейка и гордость русского народа) не могла себе этого позволить, полностью отдавая себя искусству. Прообраз Миры Михайловны Кольцовой — тоже русская девушка из российского поселка…
У этих женщин забрали имена. Те, их настоящие еврейские имена и фамилии, ведь с ними они не могли быть руководителями ансамбля русского народного танца. Фамилии своих семей им пришлось заменить нелепыми Надеждина и Кольцова. Во имя искусства. Во имя зрителей, которым они должны были это искусство дарить.
А теперь, с выходом сериала, еще и забрали память о женщине, подарившей огромной стране одну из самых больших ее культурных ценностей признанных миром, нагло представив ее сотням тысяч зрителей такой, какой она не была и быть не могла.