Густлик зарядил свой последний снаряд
27 сентября 2022 г.
Экипаж самого знаменитого танка на советском пространстве потерял заряжающего.
Конечно, речь о танке с позывным «Рыжий», состоявшем из четырёх танкистов и собаки. В советские годы об этом кинофильме и обаятельных танкистах знали все дети и взрослые, которые хоть раз бывали в кино или смотрели телевизор. И вот два дня назад экипаж потерял своего заряжающего Густлика — польский актёр Францишек Печка умер в возрасте девяноста четырёх лет.
По сценарию фильма «Четыре танкиста и собака» в экипаже трое польских танкистов и один грузин, а ещё овчарка по имени Шарик. Роль заряжающего Густава Еленя или Густлика, как его звали и герои фильма, и зрители, сыграл Францишек Печка. Впрочем, других членов команды, даже русских, также играли польские актёры, в том числе роль механика-водителя Григория — грузина по национальности (Влодзимеж Пресс).
Все главные герои фильма после 1966 года, когда первые серии фильма вышли на экраны стран социалистического лагеря, стали невероятно популярны у миллионов граждан, прославив тем самым и Польшу, и вклад немалой части поляков в Победу над фашизмом. Весь фильм снят польскими кинематографистами, режиссёрами Конрадом Налецким и Анджеем Чекальским, по сценарию польских сценаристов Януша и Марии Пшимановских и Станислава Воля. Всего в фильме задействованы были 65 актёров, лишь несколько из них были немецкими и советскими артистами — (Александр Белявский и Пётр Высоцкий).
Францишек Печка — высокий, мощный, с виду даже несколько угловатый, с ролью Густлика — весельчака по жизни — справился на все сто процентов. Зрители из главных героев сразу запоминали троих — Янека (Януш Гайос), Марусю (Пола Ракса) и Густлика. За внешним балагурством Густлика скрывалась довольно сложная линия судьбы — служба в германском вермахте, потом героический переход на сторону польских войск, сражавшихся в составе Красной Армии — куда Густлик пришёл не с пустыми руками — пригнал танк. К тому же в экипаже Густлик оказался самым старшим по возрасту.
Его характерная внешность, присущая простому польскому крестьянину, попавшему в горнило страшной войны, запоминалась сразу, вместе с непосредственной искренностью и приземлёнными шутками. На самом деле Францишек Печка и не играл своего Густлика — он его проживал, тем более что знал, как это делать, ведь сам он именно из простой небогатой крестьянской семьи. Да и реальную войну застал в сознательном возрасте — в 1939 году ему исполнилось одиннадцать лет. Он многое помнил, осознавал, как война должна представать в кадре. И то, что в фильме много эпизодов, вызывающих улыбку, смех — это заслуга, в том числе и Францишека Печки, понимавшего значение шуток, смеха в тяжелейших ситуациях.
С начала 90-х и про знаменитый фильм, и про прославленную команду актёров, режиссеров, сценаристов в угодившей в капиталистический капкан Польше постарались забыть, стереть из памяти общества, из телевизионных и киношных программ. Сейчас картина и вовсе под запретом. Польская молодёжь и нынешние дети, конечно, и об этом фильме, и о других, снятых в социалистический период, ничего не знают. Люди старшего поколения ещё нет-нет да вспомнят, что был такой киносериал «Czterej pancerni i pies», и что играли там и Францишек Печка, и Януш Гайос, и Пола Ракса и многие другие знаменитые польские актёры и актрисы. И ведь хорошо играли — отличные образы создавали на экране, которые при всех попытках вычеркнуть из памяти всё равно останутся яркими светлыми звёздами.
На самом деле, удивительные дела происходят: польские власти пытаются спрятать настоящие шедевры польского киноискусства, если только в них, хоть как-то, появляется тень Советского Союза. Чего опасаются нынешние польские вожди, если на экранах страны будут свободно появляться такие добрые, тёплые, по сути, фильмы, как «Четыре танкиста и собака»? Очевидно, того, что там показаны поляки, воюющие с фашизмом и дружащие с русскими, советскими людьми. И, о, небо! Даже влюбляющиеся друг в друга. Этот и другие подобные фильмы, например «Зося», где сложился блистательный дуэт главных героев в исполнении Полы Раксы и Юрия Каморного. Или фильм «Освобождение», с участием того же Францишека Печки и Барбары Брыльски. Это настоящее кинонаследие — шедевры мирового кинематографа, которыми нужно гордиться и показывать на всех экранах страны, а не прятать в тёмных углах архивов. Конечно, если только в сегодняшней стране не стыдятся, что их отцы и деды сражались с фашизмом, если не сносят памятники, не стирают красные звёзды с пьедесталов, которые установили их предшественники, не глумятся над могилами солдат, отдавших жизни за их свободную землю.
Трудно вообразить, что чувствовали зрелые уже польские актёры фильма «Четыре танкиста и собака», когда в 90-е годы в Польше и других социалистических странах начался умело спровоцированный, срежиссированный переворот в общественном сознании, и когда их начали «втаптывать в грязь» за связь с советским кинематографом. Такие процессы происходили и с актёрами в бывшей ГДР, да что там скрывать — и в постсоветской России тоже. Многие не выдержали такой пытки.
Францишек Печка — пережил, пересилил, продолжал играть в театре, в кино. Всего в его киносписке роли более чем в ста фильмах. Последний раз он снялся пять лет назад. А с театральной сцены ушёл только незадолго до смерти — ему уже было 94, а он продолжал жить своими ролями. Этой страстной привязанностью к сцене он похож на знаменитых советских актёров-долгожителей Владимира Зельдина и Владимира Этуша.
Когда уходит живая легенда — это не только повод для грусти. Ещё это повод, чтобы начать говорить о происходящем, чтобы встать, отряхнуться от дурмана, которым нас окутали злые волшебники и исправить всё то, что они пытались очернить за минувшие годы. И Францишек Печка своим уходом тоже даёт нам такую возможность.