Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Четыре танкиста и собака

Густлик зарядил свой последний снаряд

27 сентября 2022 г.

Экипаж самого знаменитого танка на советском пространстве потерял заряжающего.

Конечно, речь о танке с позывным «Рыжий», состоявшем из четырёх танкистов и собаки. В советские годы об этом кинофильме и обаятельных танкистах знали все дети и взрослые, которые хоть раз бывали в кино или смотрели телевизор. И вот два дня назад экипаж потерял своего заряжающего Густлика — польский актёр Францишек Печка умер в возрасте девяноста четырёх лет.

По сценарию фильма «Четыре танкиста и собака» в экипаже трое польских танкистов и один грузин, а ещё овчарка по имени Шарик. Роль заряжающего Густава Еленя или Густлика, как его звали и герои фильма, и зрители, сыграл Францишек Печка. Впрочем, других членов команды, даже русских, также играли польские актёры, в том числе роль механика-водителя Григория — грузина по национальности (Влодзимеж Пресс).

Все главные герои фильма после 1966 года, когда первые серии фильма вышли на экраны стран социалистического лагеря, стали невероятно популярны у миллионов граждан, прославив тем самым и Польшу, и вклад немалой части поляков в Победу над фашизмом. Весь фильм снят польскими кинематографистами, режиссёрами Конрадом Налецким и Анджеем Чекальским, по сценарию польских сценаристов Януша и Марии Пшимановских и Станислава Воля. Всего в фильме задействованы были 65 актёров, лишь несколько из них были немецкими и советскими артистами — (Александр Белявский и Пётр Высоцкий).

Францишек Печка — высокий, мощный, с виду даже несколько угловатый, с ролью Густлика — весельчака по жизни — справился на все сто процентов. Зрители из главных героев сразу запоминали троих — Янека (Януш Гайос), Марусю (Пола Ракса) и Густлика. За внешним балагурством Густлика скрывалась довольно сложная линия судьбы — служба в германском вермахте, потом героический переход на сторону польских войск, сражавшихся в составе Красной Армии — куда Густлик пришёл не с пустыми руками — пригнал танк. К тому же в экипаже Густлик оказался самым старшим по возрасту.

Его характерная внешность, присущая простому польскому крестьянину, попавшему в горнило страшной войны, запоминалась сразу, вместе с непосредственной искренностью и приземлёнными шутками. На самом деле Францишек Печка и не играл своего Густлика — он его проживал, тем более что знал, как это делать, ведь сам он именно из простой небогатой крестьянской семьи. Да и реальную войну застал в сознательном возрасте — в 1939 году ему исполнилось одиннадцать лет. Он многое помнил, осознавал, как война должна представать в кадре. И то, что в фильме много эпизодов, вызывающих улыбку, смех — это заслуга, в том числе и Францишека Печки, понимавшего значение шуток, смеха в тяжелейших ситуациях.

С начала 90-х и про знаменитый фильм, и про прославленную команду актёров, режиссеров, сценаристов в угодившей в капиталистический капкан Польше постарались забыть, стереть из памяти общества, из телевизионных и киношных программ. Сейчас картина и вовсе под запретом. Польская молодёжь и нынешние дети, конечно, и об этом фильме, и о других, снятых в социалистический период, ничего не знают. Люди старшего поколения ещё нет-нет да вспомнят, что был такой киносериал «Czterej pancerni i pies», и что играли там и Францишек Печка, и Януш Гайос, и Пола Ракса и многие другие знаменитые польские актёры и актрисы. И ведь хорошо играли — отличные образы создавали на экране, которые при всех попытках вычеркнуть из памяти всё равно останутся яркими светлыми звёздами.

На самом деле, удивительные дела происходят: польские власти пытаются спрятать настоящие шедевры польского киноискусства, если только в них, хоть как-то, появляется тень Советского Союза. Чего опасаются нынешние польские вожди, если на экранах страны будут свободно появляться такие добрые, тёплые, по сути, фильмы, как «Четыре танкиста и собака»? Очевидно, того, что там показаны поляки, воюющие с фашизмом и дружащие с русскими, советскими людьми. И, о, небо! Даже влюбляющиеся друг в друга. Этот и другие подобные фильмы, например «Зося», где сложился блистательный дуэт главных героев в исполнении Полы Раксы и Юрия Каморного. Или фильм «Освобождение», с участием того же Францишека Печки и Барбары Брыльски. Это настоящее кинонаследие — шедевры мирового кинематографа, которыми нужно гордиться и показывать на всех экранах страны, а не прятать в тёмных углах архивов. Конечно, если только в сегодняшней стране не стыдятся, что их отцы и деды сражались с фашизмом, если не сносят памятники, не стирают красные звёзды с пьедесталов, которые установили их предшественники, не глумятся над могилами солдат, отдавших жизни за их свободную землю.

Трудно вообразить, что чувствовали зрелые уже польские актёры фильма «Четыре танкиста и собака», когда в 90-е годы в Польше и других социалистических странах начался умело спровоцированный, срежиссированный переворот в общественном сознании, и когда их начали «втаптывать в грязь» за связь с советским кинематографом. Такие процессы происходили и с актёрами в бывшей ГДР, да что там скрывать — и в постсоветской России тоже. Многие не выдержали такой пытки.

Францишек Печка — пережил, пересилил, продолжал играть в театре, в кино. Всего в его киносписке роли более чем в ста фильмах. Последний раз он снялся пять лет назад. А с театральной сцены ушёл только незадолго до смерти — ему уже было 94, а он продолжал жить своими ролями. Этой страстной привязанностью к сцене он похож на знаменитых советских актёров-долгожителей Владимира Зельдина и Владимира Этуша.

Когда уходит живая легенда — это не только повод для грусти. Ещё это повод, чтобы начать говорить о происходящем, чтобы встать, отряхнуться от дурмана, которым нас окутали злые волшебники и исправить всё то, что они пытались очернить за минувшие годы. И Францишек Печка своим уходом тоже даёт нам такую возможность.

Опубликовал    24 фев 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Как СССР справился с эпидемией черной оспы за 19 дней

23 декабря 1959 года с трапа самолета, прибывшего в Москву из Дели, сошел человек, из-за которого столица СССР очень скоро оказалась в большой опасности. Художник Алексей Кокорекин не мог и предположить, что привез с собой из Индии черную оспу.
Variola vera, натуральная или черная оспа, была одной из страшнейших болезней человечества. Она с легкостью уничтожала все население деревень, городов и даже целых стран. В 8 веке от нее погибло 30% населения Японии, в 16 веке — миллионы аборигенов Америк…

Опубликовала  пиктограмма женщиныПолынь_  27 мар 2020

"История повторяется" - ничего не меняется.

А ТЕПЕРЬ ВОТ ПОЧЕМУ В ЕВРОПЕ БОЯТСЯ ТРОГАТЬ ТЕМУ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ: ОНИ ВСЕ ВОЕВАЛИ ПРОТИВ НАС.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!
Факты
истории свидетельствуют, что в 1941 году на СССР напала не только
Германия. Напала и вся остальная Европа, за исключением сербов и греков.
На СССР шли —
испанские дивизии и французские легионы, армии Италии,
Румынии, Венгрии, Финляндии, части Чехословакии, Хорватии др. Так,
Брестскую крепость штурмовали
австрийцы, а Севастополь — румыны и
итальянцы. Даже Албани…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАндрей Ковалев 67  28 апр 2022

...меченому

Между адом и раем застряла душа…
И туда и сюда душу брать не спешат.
Говорят, развалил, мол, такую страну!
Он и ад, вместе с раем, потянет ко дну.

Перестроит чистилище и небеса.
Будут пламенно-лживы его словес’а.
Переплавит ключи от Эдемовых врат,
А потом скажет тихо: «Я не виноват»

…Между тем, на земле заливают цемент.
Из обломков Союза готов монумент.
В назиданье «иудам», кто судьбы вершит.
Знайте, мается где-то душа без души…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  31 авг 2022