1 (пурвый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в субботу.
Это 1 год нашей эры,
1 год 1-го десятилетия 1 века 1-го тысячелетия,
1 год 0-х годов,
четвёртый год 194-й олимпиады
первый год 195-й олимпиады (с июля).
Ему предшествовал 1 год до н. э.
Он закончился 2022 года назад.
Государства, которые существовали на тот год:
И кто ими правил:
Европа
Атребаты — Тинкомий, вождь (20 до н. э. — 7)
Боспорское царство — Аспург, царь (8 до н. э. — 38)
Дакия — Комосик, вождь (ок. 9 до н. э. — 29)
Ирландия — Кримтанн Ниа Найр, верховный король (8 до н. э. — 9)[1]
Катувеллауны — Таскиован, вождь (ок. 20 до н. э. — ок. 9)
Маркоманы — Маробод, вождь (9 до н. э. — 18)
Одрисское царство (Фракия) — Реметалк I (12 до н. э./11 до н. э. — 12)
Римская империя:
Октавиан Август, римский император (27 до н. э. — 14)
Гай Юлий Цезарь Випсаниан, консул (1)
Луций Эмилий Лепид Павел, консул (1)
Африка
Мавретания — Юба II, царь (25 до н. э. — 23)
Мероитское царство (Куш) — Нетакамани, царь (ок. 1 до н. э. — ок. 23)
Азия
Анурадхапура — Бхатикабхайя Абхайя, царь (20 до н. э. — 9)
Армения Великая:
Тигран IV, царь (8 до н. э. — 5 до н. э., 2 до н. э. — ½)
Эрато, царица (8 до н. э. — 5 до н. э., 2 до н. э. — ½, 6 — 12)
Армения Малая — Архелай Филопатор, царь (20 до н. э. — 17)
Атропатена — Ариобарзан II, царь (ок. 20 до н. э. — 4)
Иберия:
Аршак II, царь (20 до н. э. — 1)
Фарсман I, царь (1 — 58)
Индо-греческое царство — Стратон II, царь (25 до н. э. — 10)
Индо-скифское царство:
Зейонис, царь (в Кашмире) (10 до н. э. — 10)
Карахост, царь (в Матхуре) (10 до н. э. — 10)
Каппадокия — Архелай Филопатор, царь (36 до н. э. — 17)
Китай (Династия Хань) — Пин-ди (Лю Кань), император (1 до н. э. — 6)
Коммагена — Антиох III, царь (12 до н. э. — 17)
Корея (Период Трех государств):
Когурё — Юримён, тхэван (19 до н. э. — 18)
Пэкче — Онджо, тхэван (18 до н. э. — 28)
Силла — Хёккосе, исагым (57 до н. э. — 4)
Тонбуё — Тэсо, ван (7 до н. э. — 22)
Кушанское царство — Герай, царь (ок. 1 — ок. 30)
Набатейское царство — Арета IV Филопатрис, царь (9 до н. э. — 40)
Осроена — Абгар V, царь (4 до н. э. — 7, 13 — 50)
Парфия — Фраат V, шах (2 до н. э. — 4)
Понт — Пифодорида, царица (8 до н. э. — 38)
Сатавахана — Кунтала Сватикарни, махараджа (2 до н. э. — 6)
Харакена — Аттамбел II, царь (ок. 17 до н. э./16 до н. э. — ок. 8/9)
Хунну — Учжулю, шаньюй (8 до н. э. — 13)
Элимаида:
Камнаскир VII, царь (ок. 28 до н. э. — ок. 1)
Камнаскир VIII, царь (ок. 1 — ок. 15)
Япония — Суйнин, тэнно (император) (29 до н. э. — 70)
Календарь по Др. Римски:
Забивание гвоздя (лат. Clavum figere) — ежегодная церемония, происходившая в Древнем Риме в храме Юпитера.
Выражение «Clavum figere» означало фиксацию или «запечатывание» судьбы.
Гвоздь был одним из атрибутов богини Нецесситы (Ананке) и этрусской богини Афрпы (греческий Атропос). По словам Ливия, каждый год в храме этрусской богини Норции, соответствовавшей римской Фортуне, гвозди забивали, чтобы отметить время.
В Риме старший магистрат (претор либо консул) в сентябрьские иды вбивал гвоздь под названием лат. clavus annalis («годовой гвоздь») в стену храма Юпитера Оптимуса Максимуса. Церемония происходила в годовщину посвящения храма, тогда же проводился банкет в честь Юпитера (лат. Epulum Iovis). Церемония забивания гвоздя, однако, проходила в храме, посвящённом Минерве, с правой стороны эд (лат. aedes) Юпитера, ритуал предшествовал общему использованию письма.
Диктаторы в Древнем Риме назначались по определённым причинам:
rei gerundae causa — для ведения войны;
clavi figendi causa — для забивания гвоздя в храме Юпитера;
quaestionibus exercendis — для проведения судебных процессов;
seditionis sedandae causa — для подавления мятежа;
ludorum faciendorum causa — для проведения общественных игр;
feriarum constituendarum causa — для проведения празднеств;
comitiorum habendorum causa — для проведения комиций;
legendo senatui — для пополнения сената;
legibus faciendis et rei publicae constituendae causa — для проведения законов и для приведения республики в порядок.
Древнерусский календарь.
У древних славян год делился на 12 мес, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования:
сечень (январь) — время вырубки леса;
лютый (февраль) — лютые морозы;
березозол (март) — существуют несколько толкований: начинает цвести берёза, брали сок из берёз, жгли берёзу на уголь;
цветень (апрель) — цветение садов;
травень (май) — зеленеет трава;
червень (июнь) — краснеют вишни;
липец (июль) — цветение липы;
серпень (август) — от слова «серп» — время жатвы;
вересень (сентябрь) — цветение вереска;
листопад (октябрь) — опадение листьев у деревьев;
грудень (ноябрь) — от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге;
студень (декабрь) — студёно, холодно.
Точка отсчета.
Считается, что Иисус Христос родился в 4 год до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, либо в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа.
Еврейский календарь (по Торе) похож на другие, но более сложен. Похож тем, что еврейский год делится на месяцы (в году — 12 или 13 месяцев), месяцы содержат чуть больше 4 недель (29 или 30 дней).
Традиция принимает за основу 6-й день творения мира, когда был создан человек. Точнее, отсчет начинается после этого дня творения, так как мы не знаем, что — с астрономической точки зрения — представляли эти первые (предыдущие) шесть «дней» (они, собственно, не являлись «днями» в том смысле, в котором употребляется это слово по отношению к «календарным дням»); об этом подробнее мы будем говорить в главе «Рош hа-Шана». Произошло это, согласно еврейской традиции, 1-го тишрея в 3760 г. до н. э. — и этот год является 1-м годом по еврейскому летоисчислению, в 3759 г. до н. э. начался 2-й еврейский год и т. д. — до нашего времени. Как можно увидеть по еврейскому календарю, 1-е тишрея 5763-го года соответствует 7-му сентября 2002-го года н. э.
При указании года, как правило, не обозначается число тысяч лет — если понятно, о каком тысячелетии идет речь (так же как при указании европейских дат мы говорим, что «Государство Израиль появилось в 48 году», не уточняя, что речь идет, собственно о 1948 годе)