Жила-была одна мама, с которой было нельзя. Нельзя было шуметь, громко смеяться и капризничать, чтобы не позорить ее перед людьми. Нельзя было «тормозить» и медлить, чтобы не мешать ей торопиться куда-то. Нельзя было не понимать с первого раза или забывать что-то сделать, чтобы не подкреплять обидное «у всех дети как дети, а у нас…». Нельзя было хотеть, грустить и плакать, чтобы «не трепать маме нервы». Нельзя было много болтать и задавать вопросы, чтобы «не задолбать» и чтобы у мамы не болела голова… Жила-была одна мама, с которой нельзя было быть… ребёнком, чтобы ее не расстраивать и собою не перегружать.
Но тут вот какая штука: для того, чтобы стать по-настоящему взрослым, надо непременно побыть ребёнком. Со всем присущим детству баловством, желаниями, мечтами, нуждами и потребностями. Природой было задумано так, что проживая своё детство в естественном темпе, маленький человечек постепенно «подращивает» свой психический аппарат, научается контейнировать всякие свои эмоции, и набирается тех сил, опыта, человеческой мудрости и разных ресурсов, которые помогут ему справиться с любыми взрослыми испытаниями на его жизненном пути.
А если нет? Если ребёнку дают понять, что ждут от него взрослого поведения, а его детскость неуместна и бесконечно раздражает, если его одергивают и «взрослят» не по годам, вместо постепенного проживания и контейнирования, то ребёнок начинает вести себя как взрослый. Вот только психологически стать взрослым ему не хватает ни времени, ни ресурсов, ни сил. Не предусмотрено это природой, понимаете? И даже когда он начинает работать, заводит семью и рожает детей, по-настоящему взрослым он так и не становится. Застрявший в детстве ребёнок с паспортом взрослого человека, которому не удалось побыть настоящим ребенком, не становится настоящим взрослым. Время от времени он ощущает себя по-детски несправляющимся со своей собственной жизнью, непонимающим того, как, что и почему вокруг него происходит, а от того регрессирует в детство, совершая «детские» поступки и по-детски «отреагируя» разные взрослые ситуации.
Во взрослую жизнь стекаются, соединяясь, бурные потоки наших детских лет. А когда приходит время, мы начинаем воспитывать собственных детей своей так и не выросшей детской частью, казалось бы, уже взрослой личности. Все… Круг замкнулся…
клинический психолог