Когда в школах начинают вводиться уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить родину, это значит, что родина не любит своих детей.
Патриотизм — это любовь к родине. Это личное чувство, личное переживание человека. Родина — не государство и не власть. Родина — тот уголок земли, с которым человека связывают истоки жизни. А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти, это не патриотизм. Это воспитание лояльности и покорности.
И в те решающие моменты жизни, когда решаются судьбы отечества, таким образом воспитанный человек, выбирая между любовью к родине и лояльностью к государству, может изменить родине, потому что любовь к родине иногда требует идти против государства, против власти.
Принудительное воспитание патриотизма — это предвестие государственного политического банкротства. В любую эпоху, в любой стране. Если народу не за что любить государство, то нужно думать о принуждении народа к любви или о перемене политики государства по отношению к людям? Любовь через насилие может сделать человека добрым и гуманным?
Любовь к родине — это исключительно личное чувство. Оно не тиражируется учебниками, решениями президентов, парламентов и правительства, съездов партий. Патриотизм вырастает из свободы, из прав и свобод человека, из достатка и благополучия, из любви к ближнему и дальнему, из благосостояния. Патриотизм не вырастает из бедности и нищеты, из унижений и оскорблений, пренебрежения человеком, из неправды и лжи.
Государство может дать человеку урок патриотизма. Перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети просто будут знать, что родина их любит.