Камаз выходит из кризиса
Дела автоконцерна КАМАЗ налаживаются. Нынешнюю ситуацию компания использует как окно возможностей для совершения прорыва. Как в плане увеличения объема выпуска, так и освоением новых технологий. Я уже писал о том, что КАМАЗ является, по моему мнению, лучшим автомобильным концерном России. В первую очередь потому, что изначально сделал ставку на технологическую независимость, вкладывая в НИОКР существенные суммы.
Сейчас же автоконцерн уверенно преодолел шок, вызванный с прекращением европейского импорта важнейших комплектующих. Впрочем, вышел из ситуации с достоинством. Так, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин некоторое время назад заявил следующее:
Например, по ряду узлов нам нужно было провести локализацию деталей — 232 наименования. Если бы в обычной жизни я сам себе сказал, что надо это сделать за два месяца, не получилось бы. В сегодняшних условиях за два месяца компания локализовала все детали и продолжает такие действия
Планы КАМАЗа на 2023 год хоть и нельзя назвать излишне амбициозными, но зато они полностью реалистичны. Главное — чётко определяются цели, которые необходимо достичь.
Сначала о выпуске. В 2023 году КАМАЗ предполагает продать 40 тысяч машин. При этом, в 2022 году показатель будет в районе 44 тысяч. То есть, здесь мы имеем снижение на 9%.
Тем не менее, это будет общее снижение рынка. Если в 2022 году все продажи грузовиков (14−40 тонн) составят примерно 74 тысячи единиц, то в 2023 году показатель упадёт до 65−68 тысяч. То есть, на 8−12%. Соответственно КАМАЗ будет двигаться в общей тенденции.
Однако куда важнее следующий момент. Если в этом году вынужденно пришлось выпускать устаревшие модели. Например, грузовики поколения К3 с двигателем «Евро-2», то в следующем заметно вырастет доля новейших автомобилей.
Так до 26,5% (10,6 тысяч) вырастет доля грузовиков с кабиной К4 и К5. Если в этом году продажи составили 2,5 тыс и 1,6 тыс соответственно, то в следующем цифры будут 800 единиц и 9,8 тыс соответственно. Отмечу, что упор КАМАЗ делает именно на поколении К5, которое до настоящего момента имело кабину Daimler. Причём во второй половине 2023 года КАМАЗ освоит производство не только фур К5, но и самосвалов.
Сами за себя говорят цифры инвестиций в производство и технологическое обновление. В 2023 году они составят 20 млрд рублей против 15 млрд в 2022 году. То есть, рост на треть.
И при этом, компания останется прибыльный. Чистый доход составит около 5 млрд рублей. Подобное говорит о том, что при грамотной работе технологичные производства могут быть рентабельными и обходиться без прямых дотаций государства. Понятно, что определенные меры поддержки нужны. Например, в части льготных кредитов целью которых являются технологичные инвестиции. Но это не бездонное заливание компаний деньгами просто для того, чтобы сохранить хоть какое-то производство.
В общем, КАМАЗ показывает достойный результат и, во многом, является образцом для остальных предприятий отрасли автомобилестроения. Однако надо понимать, что подобный темп развития сохранить будет сложно. Рано или поздно автоконцерн упрется в потолок. Поэтому здесь необходимо две вещи: активное осваивание экспортных рынков и появление хоть какого-то отечественного конкурента КАМАЗу (например УРАЛ, но челябинцы пока что сильно отстают).