— Почему в своих произведениях Шукшин, как писал Дмитрий Быков, год от года становился злее и злее? Все начиналось с хороших деревенских людей, а закончилось грубыми продавцами, вахтершами и так далее?
— За полгода до смерти Шукшин мне сказал одну очень горькую вещь, которую я долгое время не решался публиковать. Мы говорили тогда с ним о его жизненном пути, о пути в искусстве, и он, резко обобщив эту тему, сказал: «Я в своей жизни застал два русских народа: первым был народ войны и послевоенных лет, тот народ, который поднял страну — это был великий и потрясающий народ, который сделал невозможное. А второй — это нынешний российский народ, который опустился на карачки».
— Шукшин понимал, в чем причина деградации людей в городе и деревне?
— Вопрос о том, как это происходило, сложный. Кстати, этот механизм действует и сейчас, и трудно сказать, что бы написал Шукшин про нынешнюю ситуацию с нашим народом, с которым вообще можно делать все, что угодно.
Шукшин ведь уже видел, приехав жить в город, массовое омещанивание, вступление, как сказал один философ, в шмоточный период. Понимаете, миллионы людей с конца 50-х начали получать отдельное жилье, переселившись в него из бараков и коммуналок, но тут же получение квартир приобрело обратную сторону — раз дали квартиру, значит, ее нужно обставлять мебелью, устилать коврами, и это стало для человека поводом не к возвышению души и лучших его качеств, а к погоне за вещами. Соседи приобрели «Запорожец», а мы купим мебель и так далее! Великое благо, увы, разбудило инстинкты по этой же части. А деревенские смотрели на городских, завидовали и задавали себе вопрос: «А почему у нас этого нет?», и у них тоже пошла погоня вовсе не за духовным и профессиональным ростом.
— И Шукшин считал, что политический строй тут ни при чем, так?
— Шукшин понимал, что это проблема не только власти — он понимал, что весь ход исторического процесса ведет к тому, что человек может деградировать. С одной стороны, он видел, что идет колоссальный научно-технический прогресс, с другой — он видел деградацию в духовном плане. Сейчас мы четко это видим в культуре, которая перестала быть культурой, и неровен час, ученым придется писать труд о происхождении обезьяны от человека.
Справка :
Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года, Москва) — советский и российский киновед и историк кино. Доктор искусствоведения, действительный член киноакадемии «Ника», лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.