Изучение и обучение — бесконечная тема для обсуждения.
Заканчивал десятилетку в 1968 году с выпускным экзаменом по математике (сочинение по нахождению объема и площади геометрического тела), а потом ввели 11-летку с выпускным сочинением по литературе. «Пишите сочинение простыми предложениями и избавитесь от многих ошибок в применении запятых» — советовали друг другу абитуриенты ВУЗов.
Интересно, что математиков почему-то негласно обучали и умению жонглировать тремя предметами. В Доме пионеров мой новый знакомый, юный математик, удивил умением жоглировать тремя разными шахматными фигурами и утверждал, что наиболее удобно и легко манипулировать тремя яблоками. Когда о таком умении рассказал математику-программисту ВЦ (вычислительный центр), выпускнику Черновицкого университета, он заметил: «Да что там шахматными фигурами, мы в студенческом общежитии жонглировали ножами», после чего взяв три столовых ножа, продемострировал довольно быстрое их вращение, запуская поочередно, затем быстро хватая за ручки и запуская вверх для движения по кругу каждого из трех ножей.
Во время учебы в экономическом ВУЗе преподаватель высшей математики продемонстрировал какой-то явно цирковой фокус, запустив зачетную книжку студенту прямо в лицо, которая, однако, быстро упав плашмя на поверхность стола и, плавно скользя, «подъехала» к студенту. И как можно рассчитать такое движение?! Наверное, отрепетированный заранее фокус ловкости рук.