Одна женщина сказала мне, что мама в детстве всегда делилась с ней своими взрослыми секретами и маленькими женскими тайнами, потому что они были лучшими подружками. Здорово, правда?
Только вот женщина, став взрослой, почему-то никому не доверяла, время от времени впадала в депрессию и у неё никак не складывались отношения с мужчинами. Почему? Быть может потому, что сложные отношения родителей расшатали какую-то несущую конструкцию ее внутреннего мира… А может потому, что, сделав девочку своей «подружкой», мама искусственно ее «повзрослела» до возраста своих тайн и секретов… Или потому, что, используя дочкину психику как контейнер, женщина случайно выгрузила туда то, что детская душа не смогла «переварить» не отравившись… Но так или иначе, в голове у маленькой девочки случилась путаница ролей, и из ребёнка она превратилась в сочувствующего «утешителя», «хранителя взрослых тайн», «соучастника», «адвоката» и даже в «судью».
Все дело в том, что семья — это иерархия. Это четкая система, которая построена на распределении понятных ролей и правил. И наличие этой самой иерархии не только формирует уважение к собственным родителям, но и позволяет детской психике взрослеть «по возрасту» под их опекой, удовлетворяя одну из пяти базовых детских потребностей — потребности в спонтанности и игре.
Знаете, чем чревато ранее взросление и депривация этой самой потребности? Когда ребёнок становится нянькой своим младшим братьям и сёстрам; когда «посвящается» в слишком взрослые ситуации и проблемы; когда превращается в «поддержку» и «утешителя» одного из своих родителей — сбиваются те тонкие внутренние настройки, которые отвечают за его умение искренне радоваться жизни, спонтанно проявлять свои чувства и доверять людям. А мир получает ещё одного человека, компенсирующего возникшую дефицитарность пятью основным схемам, хитро вплетенными в его жизненный сценарий:
1. схему негативизма (когда человек видит плохое и злое во всех и всем чаще хорошего);
2. схему подавления собственных эмоций и чувств;
3. схему жестких стандартов и соответствий («надо» и «должна» вместо «хочу»);
4. схему карательности в виде нетерпимости к себе и окружающим;
5. схему недоверия к людям.
Хорошая новость в том, что голодную детскую потребность в спонтанности, можно «докормить», став взрослым, творчеством, пением, танцами, активным отдыхом, незапланированными поступками, здоровым флиртом, юмором, свободой и раскрепощённостью. А плохая в том, что рано повзрослевшие люди с депривированной детской потребностью в спонтанности и игре порой слишком «серьезные» для всего этого…
клинический психолог