«…Что больше всего поражает в „Пациенты Фрейда: книга жизней“ (Borch — Jacobsen, 2021), так это то, насколько неэффективными были методы лечения Фрейда. В зависимости от предпочтительного определения „пациента“ (у некоторых клиентов Фрейда не было никаких симптомов проблем с психическим здоровьем) показатель успеха Фрейда составлял где-то между 0% и 8,6%. Большинству пациентов его после психоанализа стало намного хуже. После себя Фрейд оставил след самоубийств, разводов, наркомании и сломанных жизней. Счастливчики сбежали от Фрейда, потеряв лишь немного времени и денег. Что больше всего бесит при чтении „Пациентов“, так это то, что Фрейд знал, что его пациентам не становится лучше. Но это не мешало ему рекламировать этих пациентов как примеры успешного лечения»
Но мы можем прочесть и множество текстов в защиту покойного деятеля — сводящихся к тому, что он, пусть и не владел совершенным практическим методом, чрезвычайно важен и достоин почтения уже потому, что сорвал покровы, указал на механизмы и, в конце концов, не зря же столько поколений приличных людей считают, что им стало лучше, после терапии по методикам, восходящим к Фрейду.
Легко понять, что всё это не вопрос науки, но вопрос а) культуры, б) экономики и в) личной биографии. На последнем стоит остановиться отдельно. Например, лично я могу быть искренне уверен, что душу исцеляет молитва. Мне вольно в это верить. Но представим себе человека, выросшего в семье с неадекватным родителем, который читал молитвы перед тем, как в очередной раз начать методично бить ребёнка. Непросто будет последнему, уже выросшему, молиться, не сжимаясь внутренне от воспоминаний. Едва ли он будет стремиться отыскать исцеление от боли в действиях, воскрешающих в нём переживание боли.
С неадекватным родителем, курящим любую из психологических концепций и психотерапевтических практик, история ровно та же.